Фотографируем людей. Часть 1

Как показать людей с наилучшей стороны
Не думаю, что у вас получится сделать людей красивее, чем они есть на самом деле. Наша задача - улучшать качество фотографий, а не становиться пластическими хирургами. Если человек, как говорится, лицом не вышел, то ни вы, ни я ничего не можем сделать для бедолаги. Не существует такого цифрового фотоаппарата, который бы мгновенно превратил дурнушку в Холли Берри, а хлюпика - в Хью Джекмана. Между прочим, Холли не зря была признана самой сексуальной женщиной по результатам опроса журнала Esquire, а Хью - самым сексуальным мужчиной по версии журнала People. Кстати, я в этом году не номинировался, но, если вы читали мою биографию в начале книги, то знаете, что в 2004 году я попал в список пятидесяти самых сексуальных людей планеты по версии журнала People.
Многие удивляются этому, особенно моя жена. Она никак не может вспомнить, в каком номере журнала опубликовали результаты, что меня очень радует. Дело в том, что именно этот номер был целиком посвящен моему громкому роману с Анджелиной Джоли, когда мы вместе снимались в фильме "Забирая жизни" в Торонто. Впрочем, я отвлекся. Эта глава содержит не так уж много сведений о портретной съемке в студии, поскольку те, кто снимают в студии, являются профессиональными фотографами и, по правде говоря, навряд ли нуждаются в моей книге. Здесь рассказывается о съемке на открытом воздухе, о естественных фотографиях или таких постановочных фотографиях, которые должны выглядеть, как естественные.
Лучший объектив для портретной съемки
Не так часто требуется использовать конкретное фокусное расстояние, но портретная фотография - как раз тот случай. Большинство профессиональных фотографов создают портреты с помощью короткофокусных объективов, а наиболее популярным диапазоном фокусного расстояния является 85-100 мм. И действительно, телеобъективы с переменным фокусным расстоянием 85-100 мм часто называют портретными объективами, поскольку они позволяют фотографировать с удобного расстояния (3-3,5 м, что оставляет достаточно пространства объекту съемки и в то же время позволяет держать модель в кадре). Но важнее всего то, что фокусное расстояние 85-100 мм позволяет устранить нежелательные искажения лица, которыми "знамениты" широкоугольные объективы, и одновременно избежать сжатия, характерного для длиннофокусных телеобъективов. Некоторые профессиональные фотографы клянутся, что лучшим для съемки портретов является фокусное расстояние 85 мм, другие убеждены в значении 100 мм, но споры по этому вопросу ведутся постоянно, поэтому я лучше воздержусь от дискуссии.
Попробуйте любой из двух вариантов на своем объективе и выберите, какое из значений вам нравится больше. {Примечание: и объективы Nikon с переменным фокусным расстоянием 18-105 мм, и объективы Canon с переменным фокусным расстоянием 24-105 мм идеальны для создания портретов, поскольку можно выбирать не только значения 85 и 100 мм, но и любые промежуточные.) Еще одна причина, по которой эти объективы идеальны, заключается в том, что не нужно каждый раз переставлять штатив (или саму модель) для изменения композиции снимка. К слову, объектив, показанный на иллюстрации, имеет переменное фокусное расстояние 24-120 мм, т.е. позволяет выбрать любое из двух идеальных значений для портретных фотографий: 85 и 100 мм.
Какое значение диафрагмы использовать
В портретной фотографии мне особенно нравится то, что многие решения уже приняты за нас (например, какое фокусное расстояние следует использовать). Это позволяет сконцентрироваться на более трудных аспектах съемки: обеспечении хорошего освещения и попытке передать на фотографии внутренний мир человека. Вы уже знаете, какие конкретно объективы следует использовать, и, верите или нет, существует специальное значение диафрагмы, которое лучше всего подходит для портретных снимков. Когда дело касается портретов, то диафрагма f/11 является лучшим выбором, обеспечивая четкость и глубину изображения лица (разве не это основная задача портретной фотографии?). Такое значение диафрагмы позволяет получить отличный общий план для большинства портретных фотографий. (Я говорю "для большинства", поскольку есть несколько особых художественных приемов, для которых требуется другое значение диафрагмы. Но в большинстве случаев вы выбираете режим с приоритетом диафрагмы, устанавливаете значение f/11 и переключаетесь на действительно важные дела - как выставить освещение, как заставить человека быть естественным в кадре, какой счет выставить клиенту и т.п.)