Какую фотокамеру купить

• чем больше матрица, тем дороже камера;
• чем больше матрица, тем выше значения чувствительности, которые могут конструкторы выжать из фотоаппарата. Иначе говоря, чем больше матрица, тем больше возможностей у владельца снимать в темноте, получая качественные картинки;
• чем больше матрица, тем качественнее картинка. Причем все компоненты: детализация - выше, шумы - ниже, способность справляться с большими перепадами яркостей в кадре - лучше, цветопередача - натуральней. Чем меньше матрица, тем больше глубина резко изображаемого пространства любого фотоаппарата. И наоборот: больше матрица - глубина резкости меньше.
За этой, вроде бы, совершенно технической зависимостью прячется чуть ли не самое важное свойство фотографического изображения - живописность. Не осознав этого, очень трудно сделать правильный выбор фотоаппарата. Глубина резко изображаемого пространства, для краткости -просто глубина резкости (ГРИП), - свойство любого объектива. Оптика не может одинаково резко рисовать предметы и на переднем плане, и на среднем, и в зоне бесконечности где-то далеко на горизонте. Всегда на каком-то расстоянии от камеры предметы вдруг становятся вполне резкими, а потом где-то подальше снова расплываются. Это и есть зона ГРИП. Зрачок человеческого глаза - примитивный однолинзовый объектив - тоже не может рисовать резко все вокруг, но он по командам мозга постоянно перефокусируется на те объекты, которые интересуют в данный момент хозяина. Вот почему нам кажется, что все в окружающем мире резкое. Фотография как вид визуального искусства выработала свой, только ей присущий условный язык.
Нерезкость - один из основных иероглифов этого языка. Она используется для разделения планов и подчеркивания глубины пространства, для выделения главного объекта в кадре, для создания атмосферности и воздушности пейзажа, для того, чтобы скрыть дефекты кожи в крупно плановых портретах, для получения эффекта живописности всей фотографии в целом. Словом, у нерезкости в фотографии множество значений, и без нее фотография потеряла бы половину обаяния. Хорошо, что совершенно резкие фотографии на всю глубину кадра - только частный случай. Норма - картинка с обязательным присутствием одной или двух зон нерезкости - боке. Если резкость навести на передний план, зона боке образуется в глубине кадра и фон окажется размытым. Если резкость навести на объект в середине шкалы расстояний объектива, можно получить и переднее боке перед резким объектом, и заднее - после резкого объекта, в глубине кадра, где может раствориться фон.
Окинув даже беглым взглядом, можно понять, как разительно (буквально в разы) отличаются размеры матрицы полноформатной зеркалки от матрицы дешевой мыльницы. Примерно так же отличается и глубина резкости на картинке, полученной с помощью цифрокомпакта, от фотографии, снятой полноразмерной зеркалкой. Есть на прилавках специализированных магазинов фотоаппараты с матрицами еще большего размера - среднеформатные камеры (Medium Format Cameras). Сегодня в них используют матрицы двух размеров, близких к старым стандартам пленочного среднеформатного кадра: квадратного 6х6 см и 6x4,5 см. Это в среднем в полтора раза больше, чем матрица полноформатной зеркалки. Но разница в глубине резкости и живописности рисунка отличается не в полтора раза. У этих камер совсем другие взаимоотношения с пространством именно из-за глубины резкости. От величины матрицы зависит еще одна важная ее характеристика фотоаппарата - шумность его картинок. Шумят все матрицы, но маленькие матрицы шумят больше. Я уже упомянул об этом в начале статьи, но, на мой взгляд, чтобы стало понятно, насколько важно получать чистые картинки, я приведу фрагмент одного изначально очень шумного кадра и ту же картинку после подавления шумов.
Теперь, когда мы знаем, чего ждать от матриц, нужно разобраться в том, что такое «китовая» (т.е. комплектная) оптика. Производители предлагают вместе с «тушкой» камеры купить еще и универсальный объектив на все случаи жизни. За последние годы произошли почти революционное улучшения свойств оптики из-за применения афокальных линз, нанопросветлений и прочих технологических достижений. Все «китовые» объективы стали рисовать резко, избавились от букета искажений, которые были всегда присущи дешевым объективам, но даже это не изменило главного: у них осталась прежняя глубина резкости. Все объективы, которые продаются в довесок к камере, как бы со скидкой, не светосильны и потому не могут размыть зону нерезкости так же красиво, как это делают «породистые» светосильные объективы. Фон фотографий, сделанных «китовой» оптикой, обречен быть всегда резким, а это отвлекает внимание зрителя от главного объекта в кадре и лишает фотографию пространственной глубины. «Китовые» картинки всегда плоские.
Вместе с тем некоторым покупателям, совершенно не озабоченным «художественностью» изображений, должно быть все равно, с какой степенью резкости нарисована Эйфелева башня, на фоне которой он снимается. Зато очень важно, сколько килограммов давит на шею и пережимает сонную артерию. Во время похода в горы туристам трудно нести на плечах три килограммовых светосильных объектива, вместо одного полукилограммового. У каждого фотографа свои приоритеты и возможности. Одним важнее всего детализация и резкость, и для достижения цели они ничего не пожалеют. Другим важно стать совершенно незаметными на улице, среди людей, чтобы получать абсолютно правдивые жанровые фотографии. Они покупают только что появившиеся в продаже беззеркальные камеры - маленькие, не привлекающие к себе внимания камеры со сменной оптикой и размером матрицы кропнутой зеркалки.
У кого-то не хватает денег на покупку топовых моделей зеркалок, и тогда приходится искать что-то подходящее среди младших в линейке зеркальных камер. Но большинство покупателей вполне устраивает то, что могут дать самые простые цифрокомпакты (мыльницы). Они умеют делать все то же самое, что и самые дорогие фотоаппараты, только медленнее, не так резко, а выдаваемую ими картинку нельзя увеличить и повесить на стенку. Такую игрушку можно сунуть в дамскую сумочку, не жалко забыть в ресторане или утопить в морском прибое, ибо стоит она совсем недорого. Выбор камеры всегда результат достижения компромисса между желаниями и возможностями. Если бы мне лично сегодня предстояло сделать выбор и покупать фотоаппараты (а в хозяйстве профессионала всегда несколько камер), я бы купил Nikon D4 - лучшую на сегодня репортерскую зеркалку и Sony NEX 7 - новейшую беззеркальную камеру со сменной оптикой. Это с учетом того, что я не начинаю жизнь с чистого листа, у меня есть и другие аппараты и много отличной оптики. Однако стоит ли грустить оттого, что прямо сегодня вам не доступен какой-то аппарат? На мой взгляд, это не повод для огорчения.
Снимает не камера - снимает фотограф. Талантливому, творческому человеку ничто не может помешать даже самым простым фотоаппаратом снимать так интересно, что никому просто дела не будет до того, чем именно сделаны столь замечательные снимки!