Работа с фотобанками. Продажа иллюстраций. Часть 1

Соблазн купить готовый клипарт, библиотеку изображений в ближайшем подземном переходе или сташ;ить картинку в Интернете велик. Однако всё больше редакций журналов и газет склоняются к цивилизованным формам сотрудничества с фотобанками. Причин несколько, и они весомы. Автор фотографии, увидев своё произведение напечатанным без его ведома, постарается испортить нервы воришкам, и будет совершенно прав. Более того, накажет материально, прецеденты были. Использование бильд-редакторами отечественных образов позволит избежать неприятных казусов, когда полицейские на дорогах темнокожие, дорожная разметка жёлтая, автобусы почему-то двухэтажные. Читатель - он заметит, не сомневайтесь. Экономить на визуальном ряде не рекомендуется никому. Так или иначе, фотобанки сегодня если и не процветают, подобно международным строительным корпорациям, то исчезать с рынка не собираются - напротив, появляются всё новые и новые.
Тому, как реализовать свои фотографии через подобные «биржи», в Интернете посвяш;ены сотни довольно толковых статей. Если по-простому, то необходимо заключить договор, а затем загружать на сайт фотобанка картинки. Возьмут не любые, и критерии отбора высоки - безупречное техническое качество, достаточное разрешение, осмысленность сюжета. Есть и специфические требования - например, полное отсутствие в кадре любых логотипов и зарегистрированных торговых марок. Разумеется, перед тем, как фотографии попадут «на прилавок», их одобрит (или отклонит, как повезёт) модератор. Время придётся потратить и на подпись ваших шедевров - нужно дать краткое описание изображённого, ключевые слова, по которым конечный потребитель сможет найти ваши фотографии среди сотен тысяч творений ваших коллег.
По мере реализации фотографий на вашем виртуальном счёте образуется сумма; при достижении определённого порога её можно превратить в живые деньги. Комиссия посредниками берётся разная, обычно 40-60%, про цены говорить бессмысленно - они зависят от фотобанка, от формы использования (исключительное или неисключительное право), от разрешения самой фотографии и ещё множества вводных. Есть и отдельное направление - так называемые «микростоки», реализуюш;ие картинки по смешным ценам, зато в очень приличных количествах. Рекомендовать конкретные фотобанки сложно, я бы предпочёл наступать сразу по всем фронтам - так больше шансов продать. Из громких имён вспоминаются Shutterstock, Fotolia, iStockphoto, Stockxpert, среди российских - «Лори» и Findfoto.
Желающим попробовать свои силы в этом направлении фотобизнеса с удовольствием помогут. Дело в том, что большинством фотобанков предусмотрены специальные реферальные программы, направленные на поиск новых фотографов уже участвующими в системе. Приведший вас за руку будет иметь копеечку и с ваших продаж - ну чем не MLM? Политика, на самом деле, мудрая - зарабатывающий деньги фотограф не отваживает конкурентов; наоборот, ему выгодно привести в систему новых участников. Собственно, ничто не мешает и вам через какое-то время навербовать себе армию рефералов - всего на свете вы всё равно не сфотографируете, а проценты с чужих продаж не будут лишними.
Хотите продавать фотографии самостоятельно -а пуркуа бы и не па? Позиционировать свой архив как самостоятельный фотобанк вряд ли разумно, конкурировать с любым из существующих коммерческих фотобанков не под силу ни одному фотографу Но если у вас есть востребованный в перспективе эксклюзив, то попробовать найти покупателей можно. Но вовсе не эксклюзив составляет основу оборота фотобанков. Наоборот, статистика вас удивит и даже может шокировать - удачные во всех отношениях фотографии, наполненные идеей и смыслом, не покупают совсем, зато бестолковые картинки рукопожатий, устремлённых ввысь строительных кранов, стопок монет, рук на калькуляторе и прочих дорожных пробок идут влёт.
Никакого парадокса здесь нет, надо лишь понять, кто является основными покупателями. Фотографии чаще всего не самоценны, их покупают не для украшения интерьера квартиры или офиса, их не повесят в музее (хотя как знать - не зарекайтесь) - львиная доля картинок приобретается для иллюстрации статей в печатных изданиях и использования в рекламных материалах. Для получения более полного представления купите несколько клип-артов на дисках. Вот это и есть основной оборот фотобанков. Конечно же, отдельные чудаки вполне могут искать фотографию самца белой трясогузки, укреплений времён Финской войны или аверса солида эпохи Константина. Но на одну такую покупку приходится сотня более банальных иллюстраций - петербургских видов, развевающихся на ветру флагов и очередей на маршрутку. Вскоре вы почувствуете конъюнктуру рынка, продавать станет легче.