Проблемы, разрешение конфликтных ситуаций. Часть 1


    Проблемы, разрешение конфликтных ситуаций. Часть 1Надеяться на то, что в начале пути всё пойдет как по маслу, не приходится. Вы притираетесь в коллективах, нарабатываете практику, учитесь общению - ошибки неизбежны. Но если учитывать опыт коллег, число собственных набитых шишек можно значительно уменьшить. Не менее важно научиться «разруливать» конфликтные ситуации. Самые частые ситуации, которые могут привести к конфликтам, - это ситуации трех «не»: не поняли задачу, не понравился результат, не заплатили деньги. В первом случае, без сомнения, есть и ваша вина. Да, заказчики бывают разные. Но воспитывать их мы будем позже, а также просто отказываться от сотрудничества, если клиент оказался «невменяемым». Научиться общению всё-таки необходимо, да и разбрасываться заказчиками, особенно в первые месяцы самостоятельной работы - непозволительная роскошь.


    Не бойтесь показаться занудой - чем подробнее будет обрисована задача и оговорены все возможные варианты, тем сложнее «отвертеться» заказчику и проще работать вам. При обсуждении репортажной съёмки, например, изучите план мероприятия, узнайте, для чего клиенту снимки (фотоотчёт, показуха для московского руководства, картинки для публикации в СМИ). Вы должны отчётливо представлять, чего от вас ждут на «выходе» - задачи репортажа бывают разные, иногда прямо противоположные. Не стесняйтесь задавать вопросы, опасаясь показаться некомпетентным - в некомпетентности вы распишетесь в том случае, если принесёте заказчику не то, на что он рассчитывал и ради чего приглашал вас как специалиста.

    Те же принципы касаются любого вида съёмки, за которую платят деньги. Когда вас позовут провести фотосессию на заводе, попросите показать уже имеющиеся материалы. Карабкаться в поднебесье по кран-балке с риском для жизни, может быть, просто не надо; вы героически пополните архив предприятия ещё одним снимком, полностью повторяющим работы ранее приглашённых коллег. Поймите требования, выслушайте конкретные пожелания; креатив креативом, но если заказчику нужен общий вид склада, то целая пачка талантливых снимков токарей и сварщиков его «не спасёт» - задача не выполнена.

    Замечательный московский фотограф Георгий Розов вспоминал случай с Окуджавой, на концерте которого ему довелось побывать. Посчитав один из снимков удачным (карточка действительно интересная - Булат Шалвович то ли снимает, то ли надевает гитару на шею, недоумённо глядя на инструмент), фотограф позвонил барду и договорился привезти фотографию. Только врождённая деликатность не позволила Окуджаве разочарованно вздохнуть - снимок явно не понравился модели. Зато поэт восхищённо продемонстрировал работу другого фотографа - типовую, стандартную, обычную - никакую.

    Этот пример наглядно демонстрирует основное правило, которое надо учитывать профессиональному фотографу: если вы снимаете для кого-то, сделайте так, чтобы фотографии нравились именно ему. Требования резко ужесточаются, когда вы снимаете за деньги - клиент хочет получить конкретный результат под конкретную задачу, а самоутверждаться вы будете в свободное время за свой собственный счёт. Я не призываю «наступать на горло собственной песне», вовсе нет; от наиболее занудных клиентов, понятия которых идут вразрез с вашими, можно просто отказаться. Но если уж взялись - надо качественно отработать.

    Этот же пример иллюстрирует и второе «не» нашего правила. Представьте себя клиентом, пригласившим на собственную свадьбу излишне креативного фотографа, который «себе на уме». Ему скучно в сотый раз фотографировать свадьбу - этот спектакль, хоть и в исполнении разных актёров, он уже видеть не может и фотографирует всё, что ему покажется интересным: интерьеры, колоритного водителя лимузина, забавно рассевшихся ворон в городском парке. Вполне возможно, что фотограф действительно хороший, и снимки получатся интересными. Но вы и ваша вторая половина, посмотрев альбом, с недоумением спросите: а где, собственно, наша свадьба? Утро невесты, гости, церемония в загсе, ресторан - всё, от чего ваш фотограф зевает со скуки, вы и планировали показать друзьям и знакомым. Задача не выполнена, как ни крути. Прочувствовали?

    Подавляющее большинство моих коллег действительно хорошо умеют снимать. У них не бывает технического и композиционного брака, они хорошо «видят кадр», передают эмоции, ловят момент. Основная причина «не понравилось» кроется именно в непонимании задачи, неумении выслушать заказчика и принять к сведению его пожелания. Что делать? Думать. Иногда можно исправить ошибки, досняв часть недостающих сюжетов. Ради сохранения репутации не ленитесь потратить несколько часов. Положительные отзывы и рекомендации могут дать дополнительных клиентов, а негативные способны заметно навредить фотографу. Разумеется, в случае с репортажем этот совет лишён смысла - ради второго дубля международный конгресс заново не созовут.

    Третья типичная ситуация не то чтобы часта, но запоминается всем, столкнувшимся с ней. В отличие от смутных 1990-х, случаев прямого надувательства практически не бывает - не те суммы. Но задержки оплаты по объективным причинам, а то и просто по раздолбайству, случаются. Все вопросы, касаюш,иеся денег, следует обговаривать до начала работ. Если есть возможность, заключите договор. Гарантия это весьма относительная, и сам заказчик прекрасно понимает - ради пяти тысяч рублей проводить дни в арбитраже фотограф не станет, прош;е плюнуть и забыть. Но в договоре чётко расписаны обязательства сторон и стоимость услуг, а это служит неплохим аргументом в беседе и напоминанием склеротику-бухгалтеру. Если деньги обещаны «в конверте», поинтересуйтесь, кто именно и когда их отдаст. В случае с безналичным перечислением определите срок оплаты - на фоне многомиллионных счетов в бухгалтерии строительной корпорации ваш гонорар может легко потеряться, и бухгалтер искренне удивится, откуда столько беспокойства из-за каких-то пяти тысяч - всего-то на месяц задержали. Но из этих одной-двух-трех тысяч и состоит ваш доход, так что подсуетиться порой придётся.

     
    Фотостудия FLAT57
    
    Декор фот...
    Контакты

    ВК: https://vk.com/flat57
    ВК: https://vk.com/flat57studio
    отзывы: http://wedmen.ru/olga-galitsyina/
    Голосования
    Какую фотосъемку вы бы хотели?
     

    Рейтинг@Mail.ru