Взаимоотношения с коллегами-фотографами и журналистами

Нередка ситуация, когда вам нужен верный помощник, готовый подменить вас на ответственном задании. Простудились, не успеваете вернуться из похода, получили два заказа на одно и то же время - поводов найдётся масса, а заказчик в ваши сложности вникать не хочет и не должен, ему нужны фотографии, а не слезливые рассказы о том, как вам тяжело. Точно так же и коллеги могут иногда подкидывать вам заказы, с которыми не справляются сами. Будет такое сотрудничество поставлено на коммерческую основу или станете помогать друг другу бескорыстно - не столь принципиально. Вам важнее иметь «прикрывающего», и лучше не одного. В свою очередь от вас ждут аналогичного понимания и готовности «подставить плечо», когда возникнет такая необходимость.
В отношениях руководствуйтесь простыми этическими соображениями. Конечно, у окрылённого первыми успехами и поверившего в собственную гениальность может возникнуть соблазн «замкнуть» все заказы на себя, бесцеремонно расталкивая локтями коллег по цеху. Ответная реакция непредсказуема - кто-то перестанет подавать руку при встрече, а кто-то и подрихтует кулаком профиль, в зависимости от обидчивости, и на какую-либо помощь вам рассчитывать не придётся. Это же касается и самой работы на мероприятии, где зачастую возникают настоящие «пробки». Можно в ответственный момент широкой спиной перекрывать обзор всем «изготовившимся к выстрелу», но готовьтесь к тому, что на следующий день пара внештатников покрепче ненавязчиво попросят вас «покурить на крылечке», пока губернатор режет ленточку и жмёт руки. За хамоватым поведением чаще замечаются видеооператоры, но им и сложнее - фотограф более мобилен, чем «опер» со штативом и восьмикилограммовой камерой.
Не ленитесь присесть, встать бочком, отойти в сторону. Чаще всего без особого ущерба для картинки можно немного поменять позицию, главное, не упрямиться и не «быковать» - вокруг тоже люди, от которых заказчик ждёт фотографий и которым нужны деньги не менее, чем вам. Вокруг интервьюируемого моментально образуется и начинает сжиматься плотное кольцо ваших коллег. Есть нехитрый приём, позволяющий задышать свободнее, - попросить всех сделать два шага назад. Психология толпы сильно отличается от психологии отдельно взятого фотографа, и очевидное вроде бы решение забывается - толпе нужен лидер, который мягко, но уверенно попросит отойти назад всю группу. Не толкайтесь, будьте спокойны и предупредительны.
Любой творческий коллектив, по меткому замечанию Любови Орловой, -клубок змей. Не давайте пришедшему вслед за вами убедиться в правоте её слов, сплетни и слухи оставьте другим - жизнь и так коротка, тратить лучшие годы на разборки и интриги - ну его нафиг, у нас есть дела поважнее. Старайтесь даже рекомендовать наиболее проверенных своих коллег, когда нет возможности поработать самому. Во-первых, вы сможете рассчитывать на аналогичное отношение к вам, а во-вторых, жадный фотограф, который явно знает, но не даёт контакты многочисленных «сокамерников», и в глазах заказчика предстаёт совсем не шоколадным.
Крайне важно для фотографа научиться правильно строить отношения и с заказчиками. Похмельный Фёдор Панфёров на Всесоюзном совещании редакторов в качестве приветственного слова собравшимся произнёс краткую пламенную речь из нескольких предложений, которая сводилась к одному - «всех редакторов стоит перевешать, как шелудивых собак». Редактора прибалдели, но несколько человек аплодировали стоя. После нескольких бесед с бильдом вам неудержимо захочется в знак безоговорочного согласия отнести букет на могилу классика. Ваши фотографии бездарно кадрируют, полностью смещая акценты; выбирают из полусотни иллюстраций далеко не самые удачные, в случае публикации нескольких картинок грубо нарушают последовательность - одним словом, сводят на нет весь ваш труд.
В этой ситуации (кроме нечастых случаев, когда в креслах редактора и бильд-редактора сидят действительно случайные люди) необходимо осознать следующее. Вы работаете под задачу, ваш труд не самоценен. Пока вы снимали, в статье могли поменяться акценты, она могла быть дополнена или сокращена, её могли поручить другому автору, который и иллюстративный ряд видит совсем иначе. Вы привезли со стройплощадки шедевры, которым позавидовал бы Родченко, а в статье, оказывается, плач Ярославны в исполнении вице-губернатора про последствия экономического кризиса в городском строительстве, и статью иллюстрируют бездарными картинками, утащенными из Интернета. Чтобы избежать разочарований, постарайтесь максимально точно обозначить цели и задачи репортажа и работать строго по плану. Тогда и взаимного непонимания будет намного меньше.
Конфликтных ситуаций и путей их решения можно вспомнить множество, главную же мысль можно сформулировать просто: относитесь к коллегам по-человечески - этот бумеранг в самом обозримом будущем обязательно к вам вернётся.