Ценообразование в профессиональной фотографии. Часть 4


    Ценообразование в профессиональной фотографии. Часть 4Не исключено, что сначала демон-искуситель по имени «демпинг» будет на переговорах толкать вас в бок и шептать на ушко разные обещания. Не поддавайтесь, так легко можно вырыть себе яму, из которой будет крайне сложно выбираться, как минимум по двум причинам. Во-первых, рано или поздно вы выйдете на достойный художественный и технический уровень, и поднимать цены до среднегородских неизбежно придётся. Вы вкладывали деньги в аппаратуру, тратили время на обучение, обзаводились связями, набивали шишки как в переносном, так и в прямом смысле. Если ваш коллега берёт за аналогичную работу рубль, а вы сорок копеек, то так продолжаться не будет вечно, поверьте. У вас уже есть определённая клиентская база, и сформированный пул заказчиков может «кормить» годами.


    Но любое, даже символическое повышение цены воспринимается людьми без особой радости. И вдруг вы - такой привычный и знакомый - поднимаете стоимость услуг вдвое! Иначе поступить можно, но будет ещё хуже - поднимающий раз в месяц тарифы фотограф уподобляется хозяину собаки, который из жалости отрезал ей хвост по кусочку. Вы оказываетесь в ловушке, которую сами себе и соорудили.

    Вторая же причина кроется в области даже не экономики, а, скорее, психологии. А психология заказчика проста - если вам заплатили копейку, спросят всё равно на рубль. Сколько бы клиент ни заплатил, он хочет получить качественную услугу, а разводить руками и удивляться «а что вы хотели за эти деньги?» - верх непрофессионализма. Выражу мнение, к которому я пришёл самостоятельно и отнюдь не безболезненно: если хотите сделать человеку (компании, организации) подарок - не берите вообще ничего; если планируете работать за деньги - берите сразу «по-взрослому». Заплативший даже 10% твёрдо уверен в том, что рассчитался за услугу, и требовать будет по полной программе.

    В нашем деле очень важна репутация, и неграмотной ценовой политикой вы можете снискать себе славу дешёвого фотографа. Этот ярлык приклеится к вам надолго. Большинство клиентов не забивают себе голову анализом фотографического рынка, они мыслят просто и ясно. «Почему фотограф берёт за работу мало, ему не нужны деньги? Очевидно, ему не дают больше. Почему же не дают больше? Может быть, он не умеет фотографировать?» В таком изяш,ном, но обидном логическом построении не будет виноват никто, кроме вас.

    Конечно, при разработке концепции продвижения можно и нужно продумать систему приятных бонусов «оптовикам» - издательствам, рекламным агентствам, постоянным заказчикам. Но лучше «наступать по другим фронтам» - придумать дополнительные услуги (к результатам фотосессии приложить слайд-шоу на диске, распечатывать «контрольки» или наиболее удачные снимки и т. д.), а снижение цены ради удержания клиента - наименее эффективный и, как мы только что выяснили, тупиковый путь. Учитесь на чужих ошибках, а своих в процессе работы вы и так успеете совершить достаточно. Напрашивается аналогия с «бомбилами», занимающимися частным извозом. Небольшая часть их встаёт в шесть утра, чтобы за 20 рублей собирать по остановкам не дождавшихся маршрутку. Представители второй, также малочисленной, группы готовы часами курить в аэропорту, ожидая опаздывающего на переговоры бизнесмена с гамбургского рейса. Основная же масса извозчиков умеренно обеспечена работой и ориентируется на среднюю стоимость часа и километра.

    В моём профессиональном окружении, среди фотографов различной специализации и стажа, периодически появляются бойкие студенты-недоучки, купившие в кредит камеру и переводной самоучитель из серии «бизнес для чайников». Уверенность, амбициозность, доля здоровой наглости, кипучая энергия юности и, что нередко, умение неплохо фотографировать - вроде бы все составляющие будущего успеха налицо. Но студент, не имея никакой клиентской базы, решает «идти на таран», и крайне жаль, что в качестве тарана используется собственная голова, голову всё-таки лучше применять по основному назначению - думать. Ошибочно полагая себя самым хитрым в радиусе прицельной стрельбы, он делает первый шаг в пропасть - начинает демпинговать, назначая цены в разы ниже, чем у коллег. После нескольких лет работы невольно ведёшь статистику, и она неутешительна - ни одного примера удачного взлёта такого неофита я просто не могу привести.

    Рынок услуг сильно отличается от рынка товарного, и сфера профессиональной фотографии является показательным примером - в ценовых войнах проигрывает тот, кто выиграл. На вершину ценовой горы забраться можно, и не исключено, что у вас это получится. Для этого надо уметь очень хорошо снимать, прекрасно общаться и самое главное - талантливо продавать свою услугу. Но внизу, даже проглотив все свои амбиции, выжить нельзя. Как не может нормальная колбаса стоить дешевле мяса, а бензин - дешевле нефти, так и профессиональный фотограф не может работать ниже порога, обусловленного, как минимум, себестоимостью. А ведь хочется, согласитесь, ещё и заработать.

     
    Фотостудия FLAT57
    
    Открытие ...
    Контакты

    ВК: https://vk.com/flat57
    ВК: https://vk.com/flat57studio
    отзывы: http://wedmen.ru/olga-galitsyina/
    Голосования
    Какую фотосъемку вы бы хотели?
     

    Рейтинг@Mail.ru