Ценообразование в профессиональной фотографии. Часть 1


    Ценообразование в профессиональной фотографии. Часть 1Ценообразование в сфере профессиональной фотографии - вопрос серьёзный, но крайне интересный, а главное - актуальный. Сразу же хочу предостеречь от соблазна «брать сколько получится». Да, цену на пельмени «Равиолло» знает каждая хозяйка, а стоимость часа фотосъёмки конференции подчас неизвестна даже самим организаторам. Но сейчас, когда Интернет есть в каждой квартире и офисе, что-то утаить сложно, особенно когда это «что-то» касается денег. Так или иначе, цены давно сформировались, и отличаются в пределах региона максимум на 30-50%. Некоторую девиацию может дать именитость фотографа - победитель солидных международных конкурсов с десятком персональных выставок вполне справедливо продаёт свой труд дороже, чем отчисленный за неуспеваемость студент из Тирасполя с папиной «мыльницей», которому не хватает на «Доширак».


    Но брать «за имя» в Петербурге могут позволить себе от силы 10-15 человек, и на общую картину влияют несильно. Это же касается и отклонений вниз - конечно, и колбаса за пятьдесят рублей находит своих покупателей, но надеяться найти в ней мясо наивно. Скупой платит дважды, трижды и четырежды, и некоторым по-мазохистски нравится с завидным постоянством наступать на одни и те же грабли. Давайте поговорим о том, ставшем основным, ценовом сегменте, где заказчик знает, что хочет получить, а фотограф умеет фотографировать, общаться и продавать свою услугу.

    Отметим и сезонные колебания цен. День порой и правда «год кормит», а неделя перед новогодними праздниками - клондайк для праздничных агентств. Фотосъёмкой корпоративов заняты все, и фотографов просто не хватает на всех желающих. А вот свадебные фотографы в январе широко зевают от скуки, лёжа дома на диване (или под пальмой на Канарах, в зависимости от того, насколько удачно поработали в сезон). И здесь фотографы не изобрели ничего нового, букет цветов 8 марта магазины продают в разы дороже, а таксист вечером 31 декабря тоже никого не удивит двойным тарифом. А в остальном, прекрасная маркиза...

    Рассмотрим цены на основные позиции на примере моего собственного прейскуранта (лето 2010 г., Санкт-Петербург). Фотосъёмка корпоративных мероприятий, праздников, юбилеев компаний и сотрудников - 1500-2000 руб./час. Фотограф работает в режиме репортажа, без дополнительного освещения, со штатной вспышкой. Все материалы передаются заказчику. Внимательность к деталям печатного текста не входит в число моих многочисленных достоинств - более дотошный коллега обязательно укажет минимально возможную продолжительность фотосессии. Что ж, веский повод пересмотреть материалы на сайте. Такое уточнение вполне резонно - если заказчику фотограф нужен на сорок минут, то заплатить тысячу не получится, фотограф откажется.

    В работе есть много тонкостей, скрытых от взора заказчика: на мероприятие надо приехать, уехать, обработать фотографии, записать диск, привезти его клиенту Это временные и опять же денежные затраты, которые незаметно «размываются» в случае с многочасовым заказом и полностью сводят на нет эффективность всего бизнес-процесса, когда просят «подскочить на полчасика». Репортаж, событийная фотосъёмка, культурно-массовые мероприятия - стоимость зависит от задачи, сложности съёмки, продолжительности - от 3000 руб. Выезд за пределы города - по договорённости.

    Вроде бы схожая задача, но подходить к ценообразованию, как в предыдущем пункте, неправильно. Корпоративный праздник подразумевает равномерную, насыщенную работу на протяжении всего вечера; репортаж бывает очень разным. Порой приходится быть на боевом посту целый день, чтобы «во всеоружии» встретить высоких гостей ради пяти минут рукопожатий в аэропорту. Наблюдается и обратная картина - пять часов фотограф трясётся по ухабам, висит на вертолёте над пропастью, и нет времени даже покурить. Очевидно, стоимость съёмки следует определять уже в разговоре с клиентом, а в прейскуранте указать минимальную (и максимальную, если хватит смелости) цену.

    Выставки, презентации - 2000 руб./час, заказ от 3-х часов. При заказе полных дней стоимость фотосъёмки составляет 1500 руб./час. Конференции, семинары, симпозиумы, конгрессы - 2000 руб./час, от 3-х часов. При заказе полных дней стоимость обсуждается с фотографом (обычно 1500 руб./час). Эти два пункта более просты для понимания. Скидки в случае заказа полных рабочих дней разумны - не жадничайте, вам всё равно выгодно, а крупных «оптовых» заказчиков надо беречь, холить и лелеять. Виртуальные сферические панорамы, виртуальные туры - стоимость готовой ЗD-панорамы (выезд, фотосъёмка, изготовление) - 2500 руб., при заказе от 3-х штук. В случае заказа большого количества сферических панорам стоимость обговаривается по телефону с фотографом.

    Виртуальные панорамы, будучи новым высокотехнологичным средством презентаций, непросты и в изготовлении, сама съёмка - лишь очень небольшая часть трудозатрат, основная работа происходит в студии или дома и требует усидчивости, старательности и опять же времени. Объяснять это клиенту или нет, решайте сами. Но сделать цены в два раза ниже, чем у конкурентов, никак не получится, проверено. Промышленные и строительные предприятия, производственные процессы - стоимость обсуждается непосредственно с фотографом. Именно так. Что требуется снимать, не знает ни сам фотограф, ни тот, кто эту съёмку заказывает. Детали выясняются в телефонной беседе, а ещё лучше, при личной встрече.

     
    Фотостудия FLAT57
    
    Новогодни...
    Контакты

    ВК: https://vk.com/flat57
    ВК: https://vk.com/flat57studio
    отзывы: http://wedmen.ru/olga-galitsyina/
    Голосования
    Какую фотосъемку вы бы хотели?
     

    Рейтинг@Mail.ru