Насыщенные цвета

Что понадобится
Фотоаппарат. Чтобы увеличить насыщенность цветов, можно использовать любую камеру, хотя при применении большинства техник понадобится хорошая регулировка экспозиции, которую исключает большинство компактных камер
Объективы. Подойдет любое фокусное расстояние
Пленка. Лучший выбор - цветная слайд-пленка низкой светочувствительности
Аксессуары. Поляризационный фильтр, слайд-копир (или макрообъектив)
Выберите пленку с хорошей цветопередачей
Тип пленки очень сильно влияет на то, как цвета получаются на изображении - пленки разных марок обладают разной цветопередачей. Также необходимо учитывать светочувствительность пленки - чем она ниже, тем более яркие цвета получаются; общепринято, что цветной слайд (диапозитив) будет давать более насыщенные цвета, чем цветная негативная пленка. Что касается специальных пленок, Fujichrome Velvia считается наилучшей по интенсивности цветопередачи, поэтому вы не ошибетесь, если выберете эту пленку. Также можете попробовать Fujichrome Provia 100F, Fujichrome Sensia II 100, Kodak Elitechrome'100 Extra Colour и Kodak Ektachrome E100VS (VS обозначает «очень насыщенный»).
Качество света может помочь
В яркую солнечную погоду цвета выглядят намного более яркими, чем хмурым пасмурным днем. Точно так же, если пейзаж освещен фронтально, то есть солнце светит из-за вашей спины, цвета будут выглядеть насыщеннее, чем при боковом или контровом освещении. Время суток тоже имеет значение. Так, цвета выглядят гораздо насыщеннее ранним утром или поздним вечером, когда солнце расположено низко. Это происходит потому, что в полдень свет более резкий и ярко отсвечивающий, и, когда солнце находится над головой, очень плотные тени затрудняют передачу всего спектра деталей. Яркий свет в облачную погоду выглядит очень хорошо на объектах, от которых требуются мягкие тона и красивые детали, - осенний лес, крупные планы листьев и цветов.
Экспозиция для высокой насыщенности
Если вы снимаете на цветной диапозитив, легкое недоэкспонирование на 1/3 или 1/2 ступени может повысить насыщенность цвета, поэтому советую всегда делать экспозиционную вилку при съемке интересного объекта или пейзажа - особенно на такую пленку, как Fujichrome Velvia. В этом поможет режим экспозиционной компенсации: после того как сделаете снимок при экспозиции, которую показал замер камеры, установите - 1/3 или - 1/2 и снимите еще раз.
Используйте поляризационный фильтр
Поляризационный фильтр может заметно изменить цветовую насыщенность. Он устраняет блики на неметаллических поверхностях, таких как листва или окрашенные предметы, усиливает синеву неба и ослабляет отражения. Степень улучшения снимка зависит в основном от погоды и условий освещения. Для более сильного эффекта пользуйтесь поляризатором в солнечную безоблачную погоду, при обилии поляризованного света и бликов. Голубое небо приобретет глубокую синеву утром и днем, когда солнце находится низко и угол между ним и камерой составляет около 90°, наводите объектив на ту часть неба, где наблюдается максимальный поляризующий эффект. Если говорить о небе, то в пасмурный день от поляризатора будет мало пользы, тем не менее он поможет увеличить цветовую насыщенность на остальных участках пейзажа. Я всегда пользуюсь поляризатором, когда фотографирую лесные пейзажи, особенно осенью, потому что влажный воздух способствует увеличению рефлексов на листьях, а поляризатор ослабит рефлексы и сделает цвета значительно насыщенней.
Сделайте копию слайда, чтобы усилить цвета и контраст
Недостаток копирования цветных слайдов для создания обычных цветных слайд-пленок в том, что увеличивается контрастность и цвета на копии становятся намного ярче. При обычных обстоятельствах, когда нужно, чтобы копия как можно лучше соответствовала оригиналу, это нежелательная характеристика. Тем не менее при творческом подходе повышение цветовой насыщенности может смотреться очень хорошо, что позволит привнести новую жизнь в слайд, который станет менее скучным и мрачным, или буквально накачать цветами и без того насыщенный слайд. Для лучшего результата выбирайте пленку с высокой цветопередачей, такую как Fujichrome Velvia. Чтобы сделать копию, воспользуйтесь специально для этого приспособленным слайд-копиром и согласованной электронной вспышкой как источником света, или поместите оригинальный слайд на просмотровый экран, выключите свет в комнате и переснимите его, используя макрообъектив 1:1.
Попробуйте проявить пленку с использованием push-процесса
Если вы повышаете номинальное значение светочувствительности слайд-пленки, для компенсации вы должны будете подвергнуть ее push-процессу, и, как и при копировании слайдов, его результатом является повышение контрастности, что делает цвета более эффектными. Такой метод хорошо подходит для пленок, которые обычно не отличаются высокой цветопередачей, и это прекрасный способ придать им необходимую яркость. Однако вы можете применять эту технику и для таких пленок, как Fujichrome Velvia, Provia и Sensia - в особенности Velvia, -дающих кадру хорошую цветовую насыщенность. Удвойте номинальную светочувствительность, а затем подвергните пленку push-процессу на 1 ступень - этого обычно достаточно, чтобы разница стала очевидной. Так, вы можете проэкспонировать 50 ISO Fujichrome Velvia как 100 ISO или пленку 100 ISO, например, Kodak Elitechrome 100, как 200 ISO. При этом нужно быть очень внимательным при определении экспозиции, поскольку при увеличении контрастности в тенях могут пропасть детали, а наиболее яркие участки изображения могут выбелиться.
Cross-процесс для усиления цветов
Проявление пленки в неправильном растворе - один из лучших способов получить изображение с предельной насыщенностью цветов, особенно, если вы хотите, чтобы снимок выглядел немного эксцентрично. Эффект появляется только при проявлении цветной слайдовой пленки в растворах С-41, но не пытайтесь проявлять негативную пленку как слайд (процесс Е6). Любая цветная слайдовая пленка дает хороший результат - я предпочитаю пользоваться пленкой Agfachrome RSXII 100, хотя с таким же успехом я пользовался и Fujichrome Velvia. Экспериментируйте и смотрите, что получается. Эта техника хорошо подходит для пленок, снятых как в помещении, так и на улице при ясной солнечной погоде. Вам не стоит беспокоиться о поляризационном фильтре, потому что цвета и без него получатся очень яркими. И, поскольку вы все равно увеличите экспозиционную широту, проявив слайд как негативную пленку, нет необходимости делать экспозиционную вилку - просто доверьтесь показаниям экспонометрического замера фотоаппарата и снимайте.
СОВЕТЫ
• Снимайте крупные графичные объекты, которым подойдут яркие цвета
• Сочетайте различные техники, упомянутые в этой главе: Fujichrome Velvia, проэкспонированная при ярком солнечном свете с использованием поляризатора, вряд ли сможет с чем-либо сравниться
• Выбирайте объекты, яркие сами по себе, затем приступайте к усилению их яркости настолько, насколько это возможно
• Для максимального эффекта снимайте контрастные цвета