Коррекция экспопараметров


    Коррекция экспопараметровПравильная выдержка и величина раскрытия отверстия диафрагмы (вместе они называются экспозиционными параметрами) - ключевые условия формирования кадра в системе фотокамеры. При неправильном выборе экспопараметров объекты на снимке получаются или слишком яркими, или слишком темными, в обоих случаях разобрать детали из-за недостаточной контрастности достаточно сложно или совершенно невозможно. Далеко не всегда фотография, в которой большинство объектов чересчур светлые или, наоборот, слишком темные, является браком. Иногда передержка или недодержка используется в качестве художественного приема, усиливающего настроение снимка.

    Оптимальные экспопараметры легко определяет автоматика, замеряя характеристики светового потока, попадающего в объектив. Можно включить полностью автоматический (так называемый «зеленый») режим, в котором автоматика произвольно варьирует оба параметра, можно - один из полуавтоматических (когда один из экспопараметров задает фотограф, а камера подбирает второй на основании анализа освещенности).

    Однако тут не все так просто. Если объекты в поле кадра освещены равномерно, автоматика легко справляется со своей задачей. Но в условиях сложного освещения, когда в поле кадра присутствуют и яркие блики, и глубокие тени, возникают проблемы. Дело в том, что матрица не может одинаково хорошо отображать как яркие, так и темные объекты. По соответствующему параметру - он называется динамическим диапазоном или фотоширотой - искусственные сенсоры проигрывают человеческому глазу. Поэтому в процессе съемки фотографу в ряде случаев часто приходится выбирать, детализацией каких предметов в кадре можно пожертвовать (допустив их пересвечивание или, наоборот, излишнее затемнение; причем вплоть до потери деталей), а какие надо отобразить максимально естественным образом. Соответствующую подсказку автоматике можно оформить разными способами: выбором режима экспозамера, использованием AE-Lock или заданием значения экспокоррекции.

    Мы не будем подробно объяснять суть экспокоррекции и объяснять, что за единица EV, в которой она измеряется. Сделайте несколько снимков одной и той же композиции, задавая разные значения экспокоррекции, и посмотрите на результат (только используйте для просмотра экран компьютера, разглядывая полученные снимки на дисплее камеры, вы можете не оценить разницы!). Самым простым вариантом является замер освещенности по всему полю кадра (он же общий, он же интегральный). Однако при его применении в условиях сложного освещения пропадут детали как в светах, так и в тенях: хорошо будут проработаны только объекты, освещенность которых близка к усредненной в пределах кадра, а они далеко не всегда являются сюжетно значимыми. Кроме того, наличие в кадре яркого объекта - источника света, солнечного блика и т. д. - окажет заметное влияние на общую освещенность, в результате изображения практически всех предметов в кадре окажутся слишком затемнены.

    Чтобы такого не произошло, применяют матричный замер (он же мультисегментный, он же сотовый). В этом случае камера замеряет освещенность в некотором количестве областей, расположенных в поле кадра (их может быть несколько десятков, а то и сотен!) и после анализа полученных данных определяет требуемые экспопараметры. При этом автоматика отбрасывает данные о зонах, где освещенность заметно отличается от средней по кадру (обычно это и есть блики, источники света и прочие элементы, способные запутать автоматику). Чаще всего наиболее актуальные для фотографа объекты находятся в центральной части кадра. В большинстве камер есть режимы экспо-замера, измеряющие освещенность именно в центральной зоне. Центральная зона может занимать довольно значительную часть площади кадра (при этом замер там может быть как интегральный, так матричный), а может быть небольшой, практически точечной.

    При точечном экспозамере фотограф получает возможность указать место, по освещенности в котором нужно задавать экспопараметры. Но пользоваться точечным экспозамером нужно аккуратно - компонуя кадр, фотограф может случайно расположить указатель точки, указывающий на зону замера, на области излишне светлой (тогда большинство объектов на снимке утонет в глубокой тени), или излишне темной (в этом случае большинство объектов окажется пересвеченным). Зона, по которой определяются экспопараметры при точечном экспозамере, обычно совмещена с фокусировочной точкой. Причем не только с фиксированной, но и с подвижной. Часто хорошие результаты дает центровзвешенный режим экспозамера, при котором определяется освещенность как по полю, так и в центральной части кадра, в результате вычисляется среднее значение, но приоритет при этом отдается данным из центральной части.

    При центральном или центровзвешенном экспозамере можно использовать режим AE-Lock. В этом случае определенные при поджатии спусковой кнопки экспопараметры фиксируются и остаются неизменными до тех пор, пока не будет сделан снимок или отпущена кнопка. Это дает фотографу возможность сначала указать объект, по освещенности которого нужно определять экспопараметры, а затем желаемым образом скомпоновать кадр. Иногда для фиксации экспопараметров используется отдельная кнопка, которую нужно удерживать на протяжении всего времени, в течение которого экспопараметры должны оставаться неизменными (есть ли такая на вашей камере? RTFM!). И, наконец, в большинстве случаев у фотографа есть возможность притемнить или осветлить кадр, задавая значения экспокоррекции, соответственно, в минус или в плюс (как это делать? RTFM!).

    Теоретически высветлить или затемнить снимок можно и в процессе последующей компьютерной обработки. Однако, как показывает практика, любителю, не имеющему должного опыта работы с каналами и уровнями, сделать это не так легко, как кажется... Поэтому познакомьтесь с экспокоррекцией на практике и используйте ее при необходимости - непосредственно во время съемки.
    Сегодня почти все камеры, даже рассчитанные на фотолюбителей, делают доступной эксповилку (или брекетинг по экспозиции). Так называют режим, в котором камера после нажатия на спусковую кнопку последовательно делает несколько кадров, причем в этой серии лишь один фиксируется с определенными автоматикой экспопараметрами, остальные же выполняются с экспокоррекцией: половина кадров серии - в плюс, половина - в минус. Это увеличит вероятность того, что хотя бы в одном из кадров баланс света и тени окажется оптимальным.

    Все усилия по поиску сюжета, выстраиванию композиции кадра, выбору точки съемки и оценке освещения окажутся бессмысленными, если в процессе фиксации кадра фотограф не сумеет добиться должной резкости изображения. Основными характеристиками резкости являются ее интенсивность и глубина, а для достижения резкости в любой фотокамере предусмотрена система фокусировки.

     
    Фотостудия FLAT57
    
    Новогодни...
    Контакты

    ВК: https://vk.com/flat57
    ВК: https://vk.com/flat57studio
    отзывы: http://wedmen.ru/olga-galitsyina/
    Голосования
    Какую фотосъемку вы бы хотели?
     

    Рейтинг@Mail.ru