Выдержка
Во времена пленочных камер выдержкой (или временем экспозиции) назывался процесс, в течение которого затвор камеры находился в открытом состоянии и пропускал к пленке свет, прошедший через объектив. Однако цифровые и пленочные камеры отрабатывают выдержку совершенно по-разному! В большинстве цифровых камер механический затвор... попросту отсутствует! То, что реализация выдержки в пленочных и цифровых камерах принципиально различна, никак не влияет на использование этого параметра в качестве инструмента для увеличения выразительности снимков. После включения цифровой камеры свет через объектив поступает на полупроводниковую матрицу. Каждый элемент матрицы, в зависимости от количества попавшей на него световой энергии, теряет электрический заряд (в матрицах некоторых видов наоборот - приобретает).
Количество энергии, в свою очередь, зависит от интенсивности света, поступающего на данную точку от объекта, изображение которого проецирует объектив, параметров объектива (часть световой энергии теряется при прохождении лучей через оптическую систему) и, разумеется, от продолжительности воздействия света на сенсор. Спустя некоторый промежуток времени электроника камеры опрашивает все элементы матрицы и на основании полученных данных о заряде каждого строит изображение. После этого на матрицу подается сигнал, разряжающий все ее элементы. Затем цикл повторяется. Полученное изображение используется электроникой камеры (например, для процесса наводки на резкость), а также транслируется на электронный видоискатель.
Отдельный снимок получается тем же способом: матрица обнуляется, после чего в течение некоторого времени на нее воздействует внешний свет, прошедший через объектив. По истечении этого времени - которое, собственно, и является временем экспозиции - камера строит цифровое изображение, которое и записывает на элемент памяти. Варьируя выдержку (то есть длительность времени экспозиции), можно добиться интересных визуальных эффектов, например, заморозить движение (заставить капельки воды в фонтане повиснуть в воздухе, сияя, как маленькие бриллианты) или, наоборот, позволить изображению размазаться (в этом случае те же капельки сольются в сплошные белые струи, придавая снимку совершенно другое настроение). Коррекция выдержки позволяет снимать самые разнообразные сцены - салюты и Луну, ночной город и вечеринки при свечах, - расширяя спектр возможностей вашей фотокамеры.
Значение выдержки фотограф может выбрать сам или доверить выбор камере, задав автоматический или полуавтоматический режим работы. Необходимо, чтобы на протяжении всего времени отработки экспозиции камера сохраняла полную неподвижность! Иначе снимок получится нерезким, по понятным причинам: изображение каждого предмета окажется размазанным в пределах некоторой области. При съемке нужно прочно удерживать камеру в руках, а спусковую кнопку нажимать и отпускать очень плавно, дабы минимизировать сотрясение камеры. Человек все же не в состоянии удерживать камеру в полной неподвижности: некоторые подрагивания будут присутствовать всегда. Однако на коротких выдержках они не успеют привести к смазыванию кадра, а вот на длительных - запросто.
Какие выдержки считать длительными, а какие короткими? Ответ содержится в эмпирическом правиле: выдержка (в секундах) должна быть не длиннее обратного значения фокусного расстояния объектива (разумеется, эквивалентного, выраженного в миллиметрах). То есть при фокусном расстоянии 50 мм можно снимать с выдержками длительностью 1/50 с и менее, при 100 мм - не более 1/100 с и т.д. Для фотолюбителя важно, что, удерживая камеру в руках, в принципе нельзя снимать с выдержками длительностью более 1/50 с. Кроме того, использовать мощное зумирование при малой внешней освещенности следует очень и очень осторожно - как раз потому, что при используемом зуме требуется выдержка, длительность которой исключает съемку с рук.
Современным камерам доступна выдержка длительностью в несколько секунд, а у некоторых моделей она может измеряться и минутами. Однако при выдержках длиной более двух-трех десятков секунд в матрице начинаются эффекты взаимного влияния пикселов, которые приводят к нарастанию цифрового шума и замыливанию изображения. Поэтому в большинстве случаев выдержка длительностью более полуминуты вряд ли будет актуальна. Однако даже выдержки в 3-5 с открывают необычные перспективы для фотосъемки, позволяя, например, снимать ночью. В большинстве случаев автоматика камеры анализирует выдержку и, если заданное значение оказывается слишком велико для корректной фиксации изображения, сигнализирует об этом фотографу (обычно отображением на ЖК-экране пиктограммы дрожащей ладони). Что делать в таких ситуациях? Наиболее простой выход - использовать штатив.
Если у вас нет штатива, камеру можно поставить на любую стационарную поверхность - стол, подоконник, парапет и т. д. Во всех этих случаях хорошо не нажимать на спусковую кнопку пальцем (это действие может встряхнуть камеру), а использовать пульт дистанционного управления или его аппаратный аналог - гибкий тросик (если, конечно, ваша камера допускает использование внешнего пульта ДУ или подключение тросика). Некоторые модели камер производства Panasonic, Canon, Nikon и Konica Minolta имеют системы стабилизации, способные скомпенсировать дрожание рук фотографа. Установленные в этих камерах датчики анализируют микроперемещения корпуса и отдают команды сервомоторам, которые меняют местоположение матрицы или линз в объективе таким образом, чтобы изображение оставалось неподвижным. Системы стабилизации изображения улучшают резкость всех снимков, даже полученных с выдержками более длинными, чем максимальные при данном фокусном расстоянии.