Компоновка кадра. Часть 1


    Компоновка кадра. Часть 1Говоря о любительской съемке, приходится подразумевать, что компоновка кадра в большинстве случаев является оперативной - то есть реализуемой за небольшой промежуток времени непосредственно перед съемкой, без применения спецсредств и приспособлений. Но экспромтный характер подготовки не отменяет ее необходимости и ничего принципиально не меняет в ее содержании - правила и закономерности остаются теми же. Одним из важнейших принципов компоновки изображения (как в фотографии, так и в живописи) является его линейное построение и деление на базовые элементы. Базовыми элементами любого изображения являются фон, передний и задний план, а также композиционный центр.

    Фон является смысловой частью абсолютного большинства любительских снимков. Поскольку повесить нейтральный фон при экспромтной съемке практически невозможно, остается использовать имеющиеся интерьеры и пейзажи, чтобы подчеркнуть ключевые объекты в кадре или размывать фон. Наиболее выгодное сочетание основного объекта и фона определяется Правилом контраста. Согласно этому правилу более светлый предмет или объект съемки следует располагать на темном фоне, и наоборот: темный предмет - на светлом фоне. При этом нежелательно использование совершенно белого фона (он дает блики).В помещении нежелательно снимать людей также на фоне пестрого ковра, ярких обоев или картин на стене - их рисунок будет отвлекать и привнесет в кадр слишком много смыслового мусора.

    Композиционный центр фотографии не всегда совпадает с ее «географическим» центром (более того, и не должен с ним совпадать!). Дело здесь в особенностях восприятия изображения человеческим глазом. Наиболее выигрышные для размещения ключевого объекта точки кадра смещены от центра к его границам. Их четыре, и расположение их определяется так называемым Правилом третей. Мысленно разделите кадр на три равные части по вертикали и горизонтали. Точки пересечения этих воображаемых линий и есть места, на которых человек всегда акцентирует свое внимание независимо от формата изображения.

    Если точнее, то зрительные центры располагаются на расстоянии примерно 3/8 и 5/8 от соответствующих краев изображения. Это ключевое правило гармонии, называемое золотым сечением, было выведено Леонардо да Винчи, измерившего пропорции человеческого тела и обнаружившего, что многие органы и компоненты составляют точное число восьмых долей от роста человека. Для любительской фотосъемки Правила третей вполне достаточно - большая точность определения акцентных точек композиции и не необходима, и труднодостижима.

    Выделить главный объект или объекты в кадре, обозначить смысловой центр можно различными способами.
    - Главный предмет на фотографиях всегда должен быть в фокусе и таким образом казаться красивым и резким. При помощи фокусировки и контроля глубины резкости вы должны добиться, чтобы резкой была только нужная область. Использование открытой диафрагмы позволяет выделить главный объект и размыть второстепенные.
    - При разглядывании фотографии взгляд, как правило, сосредотачивается на наиболее контрастных местах, и это может быть использовано для привлечения внимания к определенным объектам. Аналогично работает в кадре цветовой аспект - яркие пятна на однородном фоне привлекают внимание так же, как темные или светлые, однотонные - на ярком, пестром. Не располагайте светлые предметы по краям кадра - они отвлекают внимание.
    - Интересный эффект дает использование обрамления объекта - например, съемка через арку, дверь, вход в пещеру.
    - Выделение светом (например, импульсом встроенной вспышки или размещением на ярком солнце на фоне затененной стены или растений) позволяет выделить желаемый объект, на фоне остальных, менее освещенных (экспозамер при этом необходимо делать по освещенному участку). Выделив главный объект, отследите попадающие в кадр случайные предметы, а также валяющийся мусор и яркие блики.

    Лучше, по возможности, избегать их присутствия в снимаемой сцене; в крайнем случае, в их удалении вам поможет программа-фоторедактор: использовать ее инструментарий гораздо проще, чем разводить суматоху по реальной уборке сцены. Размещая в кадре композиционный центр (а нечто, привлекающее внимание больше других деталей, должно присутствовать на снимке в любом случае!), нельзя пренебрегать еще одним важным правилом -Правилом равновесия. Согласно ему элементы изображения, расположенные в разных частях кадра, должны соответствовать друг другу по объему, размеру и цвету. Если человек на снимке стоит слева, то в правой части кадра должен быть какой-либо объект, который уравновесит сюжет, например, дерево или памятник.

    Если фигура снимаемого находится на переднем плане, то и на заднем плане кадра должно быть нечто привлекающее внимание. Однако избегайте в кадре точной симметрии, причем как вертикальной, так и горизонтальной (если, конечно, равновесие неба вверху кадра и моря внизу не являлось вашей основной задачей при съемке). Кстати, о переднем и заднем плане. Их появление обусловлено тем, что фотография имитирует на плоскости перспективу, то есть объемность, глубину изображения.

    Плохое впечатление производит размещение элементов композиции исключительно на переднем плане, вблизи нижней границы кадра. Отсутствие свободного места впереди группы людей или вещей зрительно делает изображение чрезмерно крупным, а композицию - неуравновешенной. Другая крайность - размещение большинства объектов на заднем плане, при котором значительная часть переднего плана остается незаполненной и все предметы выглядят на изображении мелкомасштабными, невыразительными и безжизненными. Вот почему наиболее значительные объекты, как правило, помещают на среднем плане.

     
    Фотостудия FLAT57
    
    Подарочны...
    Контакты

    ВК: https://vk.com/flat57
    ВК: https://vk.com/flat57studio
    отзывы: http://wedmen.ru/olga-galitsyina/
    Голосования
    Какую фотосъемку вы бы хотели?
     

    Рейтинг@Mail.ru