Выбор точки съемки


    Выбор точки съемкиПоложение любой точки в пространстве определяется тремя ее координатами. Применительно к фотографии обозначим их как расстояние до объекта, горизонтальное смещение камеры относительно объекта и высота точки съемки. Фотографу нужно найти такое местоположение фотоаппарата в пространстве, при котором объектив увидит композицию в том самом ключе и ракурсе, который наиболее соответствует творческому замыслу данного снимка. Разумеется, количество вариантов сочетаний этих трех координат практически неисчислимо. Но, как ни странно, вот уже более ста лет миллионы фотографов шлепают поразительно похожие снимки.

    Изменяя расстояние, с которого ведется съемка, фотограф не только задает масштаб изображения, запечатлевая объект на крупном, среднем или общем плане, но и выполняет отбор его элементов путем определения границ кадра. Дистанция съемки - это главный инструмент, с помощью которого решаются основные вопросы композиции. Изменять расстояние до объекта съемки человек, использующий цифровую камеру, может двумя способами: передвигая фотоаппарат относительно объекта (или объект относительно камеры, если такое возможно и желательно) и оперируя зумом.

    Эффект при этом получается практически идентичный, возможности у обоих этих методов по-разному, но в одинаково большой мере ограничены, так что какой именно вариант предпочесть в каждом конкретном случае - вопрос субъективный, и решать его нужно на месте, в зависимости от ситуации. Технари могут возразить: зачем уделять такое пристальное внимание определению границ кадра при съемке, если при обработке получившегося фото в редакторе можно выполнить практически любое кадрирование, и при определенных параметрах снимка - без потери качества. Да, можно - в сторону уменьшения! Увеличить кадр, раздвинуть его границы в редакторе никому еще - увы - не удавалось.

    Не боясь показаться консервативными, мы все же еще и еще раз отметим: максимальную работу по выстраиванию композиции кадра следует выполнять непосредственно при съемке. Да, фоторедактор обладает практически безграничными возможностями обработки кадра. Но сначала нужно отснять то, что потом предстоит обрабатывать! И чем лучше будет исходный, нередактированный снимок, тем меньше понадобится «фотошопления».

    Продолжая разговор о координатах точки съемки, коснемся чрезвычайно важного понятия - ракурс. Ракурсом называют положение объекта (человека, животного, здания, предмета) относительно камеры и фотографа. Почему-то принято оценивать ракурс прежде всего в горизонтальной плоскости, хотя на самом деле смещение камеры по высоте относительно объекта также формирует особые его ракурсы - вид сверху и вид снизу. Тут налицо обычная терминологическая путаница^ Но спорить с ней мы не станем: говоря о ракурсе, будем подразумевать исключительно движение камеры вокруг объекта по горизонтали, до поры до времени оставив разговор о смещении камеры по вертикали.

    С ракурсами фас (прямо спереди) и профиль (точно сбоку) знакомы все (ну, хотя бы по теле- и кинодетективам, где матерых преступников обязательно снимают и демонстрируют как раз в этих двух базовых видах). Менее известны по названиям, хотя они очень часто используются при съемке, полубоковые ракурсы. В принципе ракурсов ровно столько, сколько точек, на которые может переместиться фотограф, двигаясь вокруг объекта. Особенно важно не забывать об этом, фотографируя здания и сооружения. Очень интересен при съемке вид сзади. Используя его, фотограф может как бы предложить зрителю увидеть содержание кадра вместе с фотографируемым: посмотреть вместе с ним на пейзаж, на сцену в театре или экспонаты в музее.

    Третья координата определяет высоту точки съемки. Нормальной по высоте считается точка, расположенная на уровне глаз человека. Большинство снимков делается именно с этой точки, так как при этом все предметы выглядят естественно и привычно. Даже незначительное отклонение высоты точки съемки от нормальной может существенно изменить композицию кадра. Низкая точка съемки придает объектам величественность, монументальность, подчеркивает их размеры и выявляет архитектурные подробности. Возможен частный случай съемки, когда оптическая ось объектива при съемке с низкой точки направлена не горизонтально: съемка снизу вверх с отклоненным кверху объективом. Чем больше оптическая ось отклонена от горизонтали, тем заметнее становится перспективное сокращение контуров предметов, и оно тем сильнее, чем ближе к фотографу находится объект съемки. Иногда такое утрирование перспективы может оказаться замечательным изобразительным приемом.

    Высокая точка съемки, наоборот, принижает, приземляет крупные объекты, делает их как бы малозначительными. Однако пейзажи и общие планы, снятые с очень высокой точки (с высоты птичьего полета) поражают свой масштабностью и панорамностью. Они не только имеют большую протяженность в глубину, но и делают видимыми все объекты, которые нельзя разглядеть с более низких точек. Съемка с высоты аппаратом, направленным отвесно вниз, подчеркнет планировку улицы или площади, но неизбежно сделает менее различимыми архитектурные подробности: изображение станет схематичным, плоским, как на карте или плане, высота и объем предметов будут незаметны и смогут быть показаны лишь отраженно - через отбрасываемые ими тени. При фотографировании детей, невысоких растений или домашних животных опускайте фотоаппарат на уровень объекта, иначе любая точка съемки будет неоправданно высокой.

    При съемке пейзажа изменение высоты точки съемки меняет положение в кадре линии горизонта. Низкую точку съемки обычно используют в таких пейзажах, где основным элементом изображения является небо. Линия горизонта, если она присутствует в кадре, не должна проходить через центр снимка, иначе он окажется разделен пополам, и глазу придется выбирать, на какой половине остановиться и сосредоточиться. Сохраняйте горизонт прямым (горизонтальным) и располагайте его выше или ниже середины кадра. В зависимости от выбранного ракурса и, соответственно, от направления съемки композиция снимка может быть либо фронтальной, либо диагональной. При фронтальной съемке объекты видны только с одной стороны - спереди или сзади. В результате этого, как правило, плохо ощущается объем предметов и почти не чувствуется глубины пространства. Кроме того, фронтальная композиция обычно выглядит статичной, поэтому используется хорошими фотографами относительно редко. Однако иногда именно фронтальная композиция оказывается единственной подходящей (например, при архитектурной съемке ) или наиболее целесообразной (при технической съемке, на официальном портрете и т. п.).

    При некотором смещении точки съемки в ту или иную сторону помимо передней стороны предмета становится видимой и его боковая сторона. Благодаря этому снимок приобретает глубину за счет возникновения линейной перспективы. Из-за этого боковые точки съемки (и нефронтальные ракурсы) в практике фотографии используются наиболее часто. Еще большим смещением точки съемки от ее центрального положения добиваются создания ракурсной (диагональной) композиции, которая обладает особой выразительностью. Благодаря перспективному сходу линий, идущих по диагонали кадра, такие снимки приобретают динамичность, создают иллюзию движения. Принято считать, что выбор точки съемки должен быть всегда хорошо обдуманным и оправданным. Позволим себе согласиться с этим лишь отчасти: иногда интуитивный, случайный выбор точки съемки или подсмотренный ракурс оказываются не менее интересны, чем тщательно продуманные и выверенные. Иная ситуация - с компоновкой кадра.

     
    Фотостудия FLAT57
    
    Мероприят...
    Контакты

    ВК: https://vk.com/flat57
    ВК: https://vk.com/flat57studio
    отзывы: http://wedmen.ru/olga-galitsyina/
    Голосования
    Какую фотосъемку вы бы хотели?
     

    Рейтинг@Mail.ru