Несколько правил хорошей композиции


    Несколько правил хорошей композицииВыбор композиции, как и вышеперечисленные понятия, немаловажен для фотосъемки. Видоискатель фотоаппарата - это своеобразное полотно художника, очерченное рамкой кадра, на котором располагается, компонуется материал. Размеры этой картинной плоскости могут варьироваться от панорамных изображений до макросъемки. Все зависит только от творческого замысла фотографа и материала, привлекшего его внимание. Важным является своеобразие найденного изображения, его характер, пропорции, соотношение отдельных частей, его положение в пространстве, так как это обуславливает распределение материала как по картинной плоскости кадра, так и по ее глубине. Именно с выбора фрагмента пространства и нахождения границ кадра фактически и начинается композиционное построение фотокартины.


    Композиция - составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое, которое в конкретной зрительной форме наиболее ярко раскрывает содержание. Например, произведение строится на соподчинении с главным сюжетно-тематическим центром всех менее значительных элементов построения. Чтобы соподчинение не было похоже на хаос и безвкусицу, существует несколько правил. Они не являются абсолютными, так как хорошо выглядеть может и композиция, построенная с нарушением правил, но знать их нужно.

    Правило 1
    Светлый объект съемки лучше располагать на темном фоне, а темный предмет - на светлом. Этот прием позволяет выделить с помощью контрастности желаемый объект, который в результате становится более выразительным.

    Правило 2
    Все элементы изображения, являющиеся наиболее важными, должны размещаться внутри кадра не хаотично, а образовывать простые геометрические фигуры. Нужно постараться спланировать композицию так, чтобы исключить «убегание» взгляда за пределы картины. Применение геометрических форм (или их фрагментов) может помочь в этом. Композиционные сочетания, представляющие собой различные геометрические фигуры, несут различную смысловую нагрузку. Например, «треугольник» может показывать перемещение взгляда с предмета на предмет, удерживая внимание в важной части снимка. Фигура «овал» способна показать движение, а «круг» - создать ощущение завершенности изображения. Объекты и люди обычно хорошо смотрятся при их нечетном количестве в группе, поэтому за основу композиции лучше брать один, два, три персонажа.

    Правило 3
    Правило «одной трети», или «золотого сечения», уже описывалось в книге, однако напомнить имеет смысл. Снимок условно делится на равные части двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями одинакового размера. При этом получаются четыре точки пересечения линий. Если скомпоновать изображение таким образом, чтобы сюжетно важная часть снимка располагалась вдоль любой из четырех линий, это даст основу для правильного построения кадра и почти наверняка привлечет взгляд к снимку.

    Правило 4
    Правило «равновесия»: элементы изображения, расположенные в разных частях кадра, должны соответствовать (хотя бы примерно) друг другу по объему, размеру или тону. Именно это способствует равновесию композиции. Композиция бывает также и неуравновешенной - все зависит от местоположения объекта съемки. Если сместить объект немного в сторону - равновесие нарушается. Одна часть снимка становится как бы тяжелее и визуально перевешивает другую. Самый простой способ уравновесить композицию - расположить объект съемки по центру изображения. Однако это не всегда самое удачное решение. Чтобы выправить неуравновешенную композицию, необходимо ввести в пустующую часть снимка какой-либо объект. Фигуру модели можно уравновешивать с точки зрения композиции за счет разнообразных движений. Любой жест, показывающий ярко выраженную эмоцию, концентрирует на себе внимание зрителя, становясь центром композиции. Равновесие на снимке может достигаться с помощью направления взгляда.

    Правило 5
    Обычно самыми лучшими снимками становятся те, где в качестве элементов используются гармоничные, четкие, неоспоримые формы и узоры. В фотоискусстве эта гармония подчиняется правилу «четких форм и точки съемки». Например, природе обычно характерны кривые и сглаженные формы, а населенная местность отличается четкими и угловатыми абрисами. Четкие угловатые формы обычно привлекают внимание в случае их высокого контраста или «силуэтности». Точка съемки влияет на эмоциональное восприятие изображения. Если снимать с уровня глаз, то такой снимок передает наиболее спокойное состояние. Верхняя или нижняя точки съемки добавляют фотографии некую напряженность. В фотографии используется очень интересный прием: на переднем плане располагается объект, обрамляющий основное изображение. Это помогает придать снимку дополнительное измерение. Подобного эффекта невозможно добиться другим способом. Однако, воплощая замысел в жизнь, нужно следить за тем, на чем фокусируется и как измеряет экспозицию фотокамера - по объектам в кадре или за кадром.

    Правило 6
    Психологи отметили интересную закономерность: все предметы, находящиеся справа, мы воспринимаем как обычное явление, слева - необычное, а в центре - умиротворяющее и равномерное. На этой особенности восприятия базируется правило «диагоналей и горизонталей». Взгляд и объект съемки как бы движутся навстречу друг другу. Мы привыкли читать слева направо, поэтому непроизвольно начинаем разглядывать фотографию так же, для нас это привычно и понятно. Исходя из этого смысловой центр на снимках негласно принято располагать в левой части кадра. Прямая линия, направленная слева направо (ее еще называют «диагональю борьбы» или «падающей диагональю»), выражает активное и быстрое действие. Она «видится» значительно быстрее, чем изогнутая линия, так как на изломах и закруглениях линий движение взгляда как бы замедляется.

    Диагональ, идущая из левого нижнего угла в правый верхний, - восходящая. Как падающая, так и восходящая диагонали добавляют в снимок динамику и ожидание действия. Интересно, что основная масса людей воспринимает поворот головы модели направо как обращение к зрителю, а поворот влево - как уход в сторону от зрителя. Это правило не распространяется на некоторые восточные народы, у которых чтение и письмо принято справа налево. Наиболее фотогеничными считаются объекты съемки, которые имеют больше острых углов, искривлений и пересечений. Самым приемлемым по отношению к горизонту углом для фотосъемки является 45°.

    Объект съемки в этом случае выглядит более выразительным. То же относится и к объекту, движущемуся по снимку не параллельно границам кадра, а под углом. Это придает фотографии определенную динамику. Диагонали способствуют охвату взглядом всей картины, символизируют движение и объединяют части изображения, делая их единым целым. Расположение горизонта не менее важно, чем расположение горизонталей. Линия горизонта, если она составляет часть композиции, не должна проходить через центр снимка, иначе кадр окажется разделенным пополам. В этом случае зрителю придется выбирать, на какой половине остановить взгляд, что вносит определенный дискомфорт. Профессионалы советуют снимать сцены ориентируясь на то, что ширина кадра будет больше его высоты. От расположения линий на снимке зависит эмоциональное состояние зрителя. Изогнутые линии успокаивают, ломаные - действуют как раздражитель, вертикальные - придают величие, диагонали - динамичность, а горизонтали - спокойствие и безмятежность.

    Конечно, на этом правила не заканчиваются и в книге перечислены лишь самые основные. Тем не менее, это будет сильным подспорьем для начинающих в освоении азов композиции и компоновки кадра. Залог качественной фотографии - не камера, а фотограф. Каким бы суперсовременным ни был фотоаппарат, без применения основ композиции снимки вряд ли получатся лучше тех, где сюжет детально продуман.

     
    Фотостудия FLAT57
    
    Фото снят...
    Контакты

    ВК: https://vk.com/flat57
    ВК: https://vk.com/flat57studio
    отзывы: http://wedmen.ru/olga-galitsyina/
    Голосования
    Какую фотосъемку вы бы хотели?
     

    Рейтинг@Mail.ru