Типы объективов и их отличия. Часть 1


    Типы объективов и их отличия. Часть 1За столько лет существования фотографии и фотоаппаратов было разработано огромное количество разновидностей объективов. Я не собираюсь даже перечислять их все, так как эти знания совершенно не нужны, для того, чтобы делать хорошие фотографии. Ограничусь лишь основными типами современных объективов. Начну с того, что со времён рождения фотоаппаратов существовали объективы, созданные по разным оптическим схемам. Каждый оптик-изобретатель пытался создать уникальный объектив, который по своим характеристикам превосходил бы другие объективы. К основным характеристикам объективов можно отнести: фокусное расстояние, разрешающая способность, степень однородности разрешающей способности по площади кадра (другими словами, степень «замывания» углов), степень дисторсии (бочкообразности или подушковидности изображения), уровень аберраций, максимально возможное относительное отверстие (светосила) объектива, площадь покрытия кадра (кроющая способность), боке, светорассеяние.


    На сегодняшний день существует много характеристик объективов, которые к основным вроде, как и не относятся, но оказываются не менее важными. Например, есть ли стабилизатор изображения, диаметр резьбы под светофильтр, диапазон зуммирования, и так далее, их много. По области применения, объективы получили свои названия, и естественно они отличаются своими техническими характеристиками. Перечислю некоторые из них: стеноп, штатный объектив, портретный, софт-объектив, репродукционный, макрообъектив, шифт-объектив, и другие. Стеноп - это простейший объектив, который применялся ещё в камере-обскуры. По существу это и не объектив, а просто маленькая дырочка в передней стенке фотокамеры. При съёмке таким объективом требуются очень длинные выдержки, так как дырочка очень маленькая, но в отличие от всех линзовых объективов, стеноп делает резким всё изображение, от передней стенки до бесконечности.

    Штатный объектив - это тот, который обычно продаётся в комплекте с камерой под сменную оптику и это, как правило, дешёвый объектив с нормальным фокусным расстоянием или зум-объектив малой кратности, близкий к нормальному объективу. Портретные объективы оптимизированы под съёмку портретов различной крупности. Все они являются длиннофокусными, за счёт чего не искажаются пропорции портрета и появляется возможность снимать человека с большего расстояния, что создаёт более комфортную атмосферу. Кроме того, эти объективы обладают мягким рисунком, что позволяет сглаживать мелкие нежелательные детали лица. Софт-объектив - это объектив.

    который даёт мягкий рисунок, который, в свою очередь, отличается в лучшую сторону от того, чего можно достичь применением софт-насадок. Разновидностью софт-объектива можно считать монокль, который, как и все его собратья применяется в художественной съёмке. Репродукционный объектив - это объектив с выровненной плоскостью резкости. У всех других объективов эта плоскость сферическая, особенно у монокля, а у репродукционных - она максимально приближена к прямолинейной плоскости. Эти объективы применяют для печати изображений и репродукционных съёмок. Макрообъектив сконструирован так, что он позволяет снимать объекты с очень близкого расстояния с большим увеличением и увеличенной глубиной резкости, например, в масштабе 1:1. Шифт-объектив - это объектив, в конструкции которого предусмотрено смещение основного блока перпендикулярно своей оси. Применяются они для устранения перспективных искажений, как правило, при съёмке архитектуры.

    Теперь коротко остановлюсь на основных моментах. Оптическая схема - это схема расположения линз объектива друг относительно друга, характеристика очень важная, так как сильно влияет на рисунок, а именно: на резкость и её распределение по кадру; на мягкость; на боке; на все аберрации; на светосилу; на массу объектива. Перечислю названия некоторых оптических схем: это монокль, перископ, триплет, ахромат, апланат, анастигмат, зеркальный, и так далее. Тем не менее, сейчас мало кто заморачивает себе голову этими схемами, разве что оптики. Обычно просто выбирают по вторичным параметрам - резкий объектив или мягкий, по производителю, и так далее. На качество и красоту рисунка сильно влияет качество используемого стекла. Именно по этой характеристике мировым лидером считается фирма «Цейс», производящая оптическое стекло. Некоторые производители объективов используют цейсовские линзы, но их не так много, в основном все снимают оптикой с роденштоковскими линзами и линзами других производителей.

    По европейским канонам ценится именно мягкая оптика, такая как цейсовская, а по японским - жёсткая, такая как у Никона, у Фуджи, у Минольты. Это, что называется, на любителя. Для профессиональной (и вообще для красивой) фотографии большое значение имеет такой параметр, как - боке. Боке - это характер и степень размытости изображения, находящегося вне плоскости резкости. У профессиональных объективов боке лучше, чем у любительских, но и у профессиональных эта характеристика заметно отличается. На характер размытости сильно влияет фокусное расстояние объектива, чем оно больше, тем степень размытости больше, а глубина резкости меньше. Правда, боке - это не столько степень размытости, сколько её красота - довольно субъективный фактор, а не технический. Что касается упомянутой здесь глубины резкости, то под ней понимается расстояние между передней и задней границей снимаемого пространства, в пределах которых изображение выглядит резким. Эта характеристика - техническая, а по сему имеет свои чётко оговорённые параметры в виде радиуса размытия изображения точки.

    То есть если размытие больше общепринятого, то изображение считается не резким. Хочу заметить, изображения в интернетовских форматах часто выглядят абсолютно резкими, от переднего плана до бесконечности, но на самом деле это не так. При 100% увеличении полноценного кадра видно, что у любого кадра есть плоскость резкости, которая имеет не большую глубину, потому и называется плоскостью. Всё, что в эту плоскость не попадает - менее резко. Наиболее сильно это выражено у длиннофокусных объективов, так называемых «телевиков». Меньше всего - у самых короткофокусных (они же - сверхширокоугольные), их ещё называют «рыбий глаз», так как они на него похожи, а угол охвата изображения у них приближается к 180°. На величину глубины резкости сильно влияет диафрагма (относительное отверстие объектива), чем она больше, тем больше и глубина резкости. У каждого объектива она меняется от минимальной до максимальной. Этот минимум и максимум у каждого объектива свой и это очень важная характеристика.

    Минимальная диафрагма (минимальное число, например - 1,4) - это максимальное относительное отверстие, которое называется светосилой объектива, влияет на светлость объекта, рассматриваемого через объектив, и степень максимальной размытости нерезких участков. Максимальная диафрагма (максимальное число, например - 64), это минимальное относительное отверстие, влияет на глубину резкости и количество сочетаний выдержка - диафрагма. Чем диафрагма больше, тем больше этих сочетаний. Это важно при высокой освещённости объекта. Проблема может иметь место при студийном освещении, когда не плохо бы поставить диафрагму по больше, а объектив не позволяет. От минимума до максимума диафрагма меняется кратно ступеням экспозиции либо плавно, либо ступенчато.

    У разных объективов разное количество ламелей, которые прикрывают диафрагму. Чем больше ламелей, тем больше форма отверстия диафрагмы приближается к кругу, а чем ближе к кругу, тем лучше, так как это влияет на боке. И ещё, не во всём диапазоне диафрагм объектива изображение будет одинаково резким. Считается, что наилучшей резкости изображения можно добиться, если снимать со значениями диафрагмы близкими к средним значениям, для этого объектива. К примеру, если объектив имеет диапазон диафрагм от 2,8 до 22, то наилучшие характеристики по резкости будут в пределах от 5,6 до 11. На максимальной диафрагме глубина резкости будет максимальной и изображение, при малом увеличении, будет казаться абсолютно резким, но при 100% увеличении окажется, что общая резкость упала.

    автор: Мареев А.

     
    Фотостудия FLAT57
    
    Зал
    Контакты

    ВК: https://vk.com/flat57
    ВК: https://vk.com/flat57studio
    отзывы: http://wedmen.ru/olga-galitsyina/
    Голосования
    Какую фотосъемку вы бы хотели?
     

    Рейтинг@Mail.ru