Зачем фотографии нерезкость
Вроде бы чего тут обсуждать: ясно, что технически совершенный снимок должен быть резким. Но не всё так просто, как кажется на первый взгляд, даже, когда речь идёт о чисто технической съёмке. Нерезкость в фотографии нужна не меньше, чем резкость. Пожалуй, самая распространённая область её применения - это, когда надо выделить объект на каком-то фоне. В этом случае, фон делают размытым (не резким), используя для этого различные приёмы. Самый простой - это использование длиннофокусного объектива с открытой диафрагмой: он позволяет «оторвать» объект от фона. Если это, по каким-либо причинам, не возможно, то размывку можно сделать при дальнейшей обработке в фотошопе, но размывка объектива всегда выглядит более естественно.
Если объект находится в движении, то его можно снять с проводкой, тогда всё вокруг объекта естественным образом смажется. Другая область применения нерезкости - это когда, наоборот, на фоне резких объектов что-то делается не резким. Нерезкость в виде смазки изображения часто применяется для передачи ощущения движения. Например, стремительно бегущий ручей, или водопад, будут хороши, если подобрать подходящую скорость срабатывания затвора. Короткая выдержка остановит движение в кадре, а очень длинная сделает из такого объекта что-то аморфное и не выразительное, поэтому выбор выдержки лежит где-то по середине.
Экспериментируя можно получить очень интересный результат. Например, когда с длительной выдержкой снимают набегающие на берег моря волны, то получается эффект некоей облачности. Количество резких и нерезких областей в кадре можно варьировать, как и саму степень нерезкости и это сильно влияет на выразительность кадра. На одном краю этой шкалы лежит абсолютная видимая резкость. Приблизительно век назад существовала группа фотографов, которые назывались - «Группа 64». Они вообще не признавали диафрагменное число меньше чем 64, и полагали, что всё в кадре должно быть резким. На другом конце шкалы лежит полная нерезкость в кадре. И это тоже вполне допустимо в художественной фотографии. У многих талантливых фотографов вы сможете найти такие картинки, они сразу заставляют зрителя включать образное мышление. Здесь фотографа, особенно начинающего, подстерегает одна опасность. Любая нерезкость должна быть эстетична, а её присутствие - оправдано.
Лично я предпочитаю включать в картинку, которая строится на размытости, маленькие резкие нюансы. Они подчёркивают глубину картинки (третье измерение) и красоту нежных очертаний размытого изображения. Размытость можно получать используя различные фильтры, например, мазните по УФ-1 фильтру, который защищает переднюю линзу вашего объектива, жиром, типа свиного сала. Один мой знакомый - Фурсов А. шутил: «А я в ухе поковыряюсь - и мажу». Жиром можно наносить (кстати, с самим жиром надо экспериментировать - разный жир даёт разные результаты) различные структуры (линии), которые определённым образом влияют на изображение. Такое приспособление я, для себя, назвал «творческим фильтром» и, в своё время (когда ещё занимался чёрно-белой фотографией) 15 лет назад, не мало поэкспериментировал с ним - и получил очень интересные результаты и опыт.
Другой, своего рода фильтр, - это различные банки, склянки, и бутылки, которые держат перед объективом. Это направление блестяще развил, 10-15 лет назад, талантливый и неуёмный фотохудожник - Шечков Александр, хотя сам способ был известен давно. Он делал уникальные вещи, которые не каждый современный фотограф-цифровик способен оценить, в силу того, что не осознаёт разницу между цифровыми и аналоговыми технологиями. Софт-фильтры, обычные, сейчас с успехом заменяются фотошопом, а вот рисунок софт-объектива и, особенно такой его разновидности, как монокль, фотошоп заменить не может, потому что бокэ, которое они создают, можно сделать только в трёхмерном пространстве. В заключении хочу сказать, что даже в пейзаже, где принято считать, что всё, от переднего до заднего плана должно быть резко, контролируемая нерезкость даёт более интересные результаты, чем абсолютная резкость. Самый простой пример - это листва или трава, волнующаяся на ветру.
Ещё пример: когда снимается холмистая местность, то плоскость резкости, выставленная по верхушкам холмов, (естественно, это возможно только при использовании неудобной камеры с уклонами) и правильно выбранная глубина резкости, позволяет создать некое ощущение глубины (3-х мерности) пространства, благодаря небольшой нерезкости во впадинах. Контроль нерезкости очень важен в макрофотографии, так как всегда (если только это не снимок плоскости), из-за не большой глубины резкости, существенная часть кадра будет нерезкой. А раз это существенная часть, то надо позаботиться о том, чтобы она была красивой, это, в свою очередь, управляется степенью размытости, ракурсом, крупностью объекта и композицией (конечно же, в первую очередь, если это возможно, то светом).
Надеюсь мне удалось убедить вас в том, что далеко не всегда надо стремиться к полной резкости в кадре и, что нерезкость не менее значимый инструмент в арсенале фотографа, чем резкость. Кроме того, нерезкая часть кадра должна быть очень тщательно выстроена, а степень нерезкости - контролируема.
автор: Мареев А.