Типы фотоаппаратов. Часть 1


    Типы фотоаппаратов. Часть 1Сначала коротко перечислю основные разновидности фотоаппаратов. Фотокамеры бывают широкоформатные (форматные), среднеформатные, узкоплёночные, панорамные, дальномерные, зеркальные, со сменной оптикой или с жёстко встроенным объективом, профессиональные, бюджетные, любительские (мыльницы), плёночные, цифровые, под стеклянные пластины, специальные (например, станок для репродукции или камеры для аэрокосмических съёмок). А теперь немного поподробнее.

    Вначале появились деревянные фотокамеры разных размеров. Тогда ещё не было проекционной печати, и фотоотпечатки делались контактно со стеклянной пластины, которая и вставлялась в фотоаппарат для получения на ней негативного изображения. Соответственно, какого размера была пластина - такого же размера были и отпечатки. Кстати именно на этой стадии развития фотографии появилась пикториальная фотография, которая по существу являлась художественной разновидностью типографской печати. Репортажная фотография, как то ни странно, то же зародилась в те времена. Представляете себе, как фотограф с огромной камерой под стеклянную пластину 30x40 с низкой светочувствительностью снимал репортаж на улицах. Сегодня то же существуют деревянные камеры (в просторечии - деревяшки), правда до формата 18x24, и кое-кто ими до сих пор снимает. Дело в том, что перед камерами следующего поколения - металлическими они имеют одно преимущество. Они легче.

    Пришедшие на смену деревяшкам металлические камеры хоть и тяжелее, но имеют большее разнообразие по возможностям использования. Среди них есть даже камеры, которыми можно снимать с рук. Основная масса таких камер, а они называются форматными - студийные, то есть, предназначены для съёмки в студии. Студийные камеры - это в основном карданные конструкции, то есть конструктивно они представляют собой следующее: на жёсткую линейку (как правило - это труба), с возможностью перемещения по ней, закрепляются две стенки - передняя и задняя. В передней стенке закрепляется объектив, в задней - матовое стекло и рамка для присоединения светочувствительного материала в плоских кассетах и в адаптерах. Между стенками устанавливается «мех» - это гофрированный светонепроницаемый короб, который способен благодаря гофре сжиматься и растягиваться.

    Именно эти камеры на сегодняшний день дают самое высокое качество изображения. Они очень дорогие и предназначены только для профессионалов с большой буквы. Наводка на резкость и выстраивание изображения в форматных камерах, как и в деревяшках, производится по матовому стеклу. Для этого надо исключить попадание на него постороннего света. Поэтому фотографу приходится прикрываться плотной тканью, а в студии можно использовать специальный затеняющий бокс. Он менее удобный, чем плотная ткань, но конечно смотрится круче. В отличие от деревяшек на заднюю стенку таких камер можно устанавливать не только листовой материал в кассетах, а и адаптеры под разный формат для широкой плёнки, то есть снимать на средний формат, в том числе - панорамный. Сейчас для этих камер делают цифровые адаптеры, но очень дорогие. Самые лучшие форматные камеры делают фирмы «Sinar» и «Linhof». У Синара есть камера 4x5" - «Синар Хэнди», которой можно снимать с рук, но она не универсальна. А вот у Лингофа есть универсальная камера 4x5", которой тоже можно снимать с рук. Называется она «Лингоф Мастер», именно ей я и предпочитаю снимать пейзаж. Эта камера позволяет делать очень качественные снимки на плейере, используя преимущества уклонов и подвижек, присущих форматным камерам. Она легко собирается и достаточно легка для перемещений.

    При всём, при этом, она позволяет производить качественную студийную съёмку, перекрывая приблизительно 90% возможностей карданных камер. У Синара, пожалуй самые лучшие карданные камеры. Главное преимущество таких камер, не считая формата, - это возможность управления плоскостью резкости и линейной перспективой в любом направлении. Такие возможности для настоящих профессионалов очень важны, так как ни какая постобработка на компьютере их не заменит. Форматные камеры правильнее было бы называть - широкоформатными, то есть с форматом кадра от 9х12см и более, но обычно так не говорят, дабы избежать путаницы. Дело в том, что иногда широкоформатными называют панорамные фотокамеры под широкую плёнку (тип 120 или тип220), хоть правильно их относить к среднеформатным камерам. Путаница может возникать ещё из-за того, что широкоформатные камеры предназначены главным образом для форматной плёнки 4x5", 18х24см и так далее, её ещё называют листовой (или просто - листом), а среднеформатные камеры снимают на роликовую плёнку, которая называется широкой. При этом формат кадра может быть разным: 4,5x6, 6x6, 6x7, 6x8, 6x9, 6х12см.

    Следующими по ранжиру формата идут малоформатные фотоаппараты, так называемые - узкоплёночные. До появления цифры это были самые распространённые и общедоступные (правда, не все) фотоаппараты. Кстати именно их цифра заместила на 99%. Формат кадра у них 24x3 6мм, на плёнку гарантированно влезало 36 кадров, а если постараться, то 38. Кстати были в истории фотоаппараты, которые на ту же плёнку снимали в два раза больше кадров, так как формат кадра у них был в два раза меньше. Есть ещё специальные фотоаппараты, например шпионские, которые снимали на микрофильм. Техническое качество изображения пропорционально формату кадра, чем больше формат - тем выше качество, но чем больше формат - тем больше и проблем при съёмке. Поэтому там, где нужно богатство полутонов и деталей, например в рекламе, снимают на лист (правда, у нас в стране заказчик, как правило, не требует такого качества - экономит), а там, где нужны скорость и удобство при съёмке, снимают на узкую плёнку. Например, событийная съёмка. Сейчас, правда, всё снимают на цифру - очень удобно и приличное качество, хоть с листом и не сравнить.

    Немного о панорамных камерах. До появления цифровых технологий панорамные изображения склеивали из отпечатков с последовательно снятых кадров. Это очень неудобно, трудоёмко и точного совмещения достичь практически невозможно. Поэтому появились фотоаппараты, которые могли снимать панораму на один кадр. Строго говоря, фотоаппарат считается панорамным, если соотношение сторон его кадра не менее чем 2 к 1. Конструкции таких аппаратов - различные. В некоторых конструкциях объектив перемещался вдоль плёнки, в других - плёнка относительно объектива. В форматных камерах просто ставится соответствующий адаптер, или ещё проще: съёмка производится на лист и обрезается лишнее.

    По способу наводки на резкость и определения границ кадра фотоаппараты подразделяются на зеркальные, дальномерные и с наведением по матовому стеклу. По матовому стеклу определяются границы кадра, и производится наводка на резкость в форматных камерах. Здесь есть одна особенность. Изображение на матовом стекле повёрнуто вверх ногами и к этому надо привыкнуть, но нет худа без добра. Опыт компоновки перевёрнутого изображения развивает чувство композиции, без которого нет художника. Дальномерные камеры появились вслед за форматными, и это был серьёзный вклад в оперативность съёмок. У таких камер нет матового стекла для контроля изображения, его роль выполняет видоискатель - дальномер. Сами дальномеры тоже бывают разных конструкций. Я не буду их перечислять, но немного расскажу о проблемах, которые возникают при съёмке дальномерными камерами.

    Принципиально конструкция дальномера представляет собой два окошка: большое - окно видоискателя и маленькое - собственно дальномер, внутри которого стоит подвижный элемент. Изображение в маленьком окне, спроецированное этим элементом накладывается на изображение в большом окне. Если эти два изображения чётко совмещены, то есть изображение не двоится - значит, резкость наведена правильно. Подвижный элемент механически считывает информацию о наводке на резкость по положению внутреннего блока объектива, который для таких систем делается подвижным. А проблемы (особенности) - таковы. Во-первых, вы не видите рисунка самого объектива, а во многих случаях это очень важно. Во-вторых, если это камера со сменной оптикой, то под каждое фокусное расстояние объектива у видоискателя - дальномера должна быть своя рамка для определения границ кадра, это не всегда возможно, да и не удобно. Поэтому, на сегодняшний день, дальномерные камеры обычно делают с жёстко встроенным объективом, то есть другой объектив туда поставить не возможно.

    Об объективах с переменным фокусным расстоянием, так называемых зумах на дальномерных камерах вообще говорить не приходится. В-третьих, видоискатели - дальномеры частенько имеют параллакс визирования, то есть, говоря простым языком, если вы снимаете предмет прилично удалённый от камеры, то всё будет прекрасно, но если объект съёмки находится близко, то в кадр попадает не то, что видно через видоискатель, а то, что «видит» объектив, ось которого параллельна оси видоискателя, но смещена от неё на несколько сантиметров. Это хорошо заметно, когда видоискатель смещён от вертикальной плоскости объектива. Некоторые видоискатели имеют ещё одну неприятную особенность: то, что вы через него увидите, зависит от положения вашего зрачка по отношению к центру смотрового окна. А это значит, что то, что вы снимете, может сильно не совпасть с тем, что вы видели через видоискатель - дальномер.

    Такую неприятность имел мой первый фотоаппарат - «Зоркий-4», доставшийся мне от отца. Но дальномерные камеры имеют не только минусы, у них есть плюс по отношению к зеркальным и форматным камерам, правда только один. Когда на объектив надеваются плотные светофильтры, то в зеркальных камерах кадр становится плохо различим, а в некоторых ситуациях и вовсе ничего не видно. В дальномерках такая проблема отсутствует. Дальномерными бывают и форматные камеры, в таком случае ими можно снимать с рук. Например, у «Лингоф-мастер» и «Лингоф-техника» предусмотрена установка видоискателя в штатное гнездо для вспышки. При таком размещении видоискателя параллакс визирования в горизонтальной плоскости отсутствует, но в вертикальной - конечно есть. Предусмотрен там и дальномер с набором сменных лекал под разные фокусные расстояния объективов. Когда-то это было актуально. Сейчас этим, конечно, никто не пользуется.

    автор Мареев А.

     
    Фотостудия FLAT57
    
    Фото снят...
    Контакты

    ВК: https://vk.com/flat57
    ВК: https://vk.com/flat57studio
    отзывы: http://wedmen.ru/olga-galitsyina/
    Голосования
    Какую фотосъемку вы бы хотели?
     

    Рейтинг@Mail.ru