Режимы экспозамера
Получив информацию о свете и другие необходимые данные, центральный процессор камеры может выбирать установки различными способами, в зависимости от режима замера экспозиции. Некоторые камеры имеют только один режим (как правило, автоматический), другие предлагают четыре-пять режимов в зависимости от разных условий съемки и предпочтений фотографа. В каждом режиме есть свои преимущества. Так называемый ручной режим позволяет производить самые гибкие изменения. Вы меняете значение диафрагмы и/или выдержки, а камера дает сигнал, правильна ли выбранная комбинация выдержки и диафрагмы.
Например, вы можете установить выдержку на значении 1/125 (чтобы избежать нерезкости), а потом менять диафрагму до тех пор, пока не увидите сигнал - как правило, должна загореться зеленая лампочка. Или же вы для достижения максимальной глубины резкости устанавливаете диафрагму на f/16, а затем меняете значение выдержки, пока не получите тот же сигнал ОК. Часто ручной режим предоставляет возможность переэкспонировать или недоэкспонировать кадр на полступени или на ступень, давая при этом различные цветовые сигналы. Однако в этом режиме установка занимает больше времени, чем в других.
Режим приоритета диафрагмы (Av) дает вам возможность сэкономить время, если вам нужно снимать при определенном значении диафрагмы, например, если вы оценили глубину резкости, нажав клавишу предварительного просмотра. В этом режиме вы выбираете диафрагму, а камера автоматически устанавливает выдержку, необходимую для правильной экспозиции. Это может быть очень полезно для съемки крупным планом, где решающее значение имеет глубина резкости, а также для ночной съемки (большинство камер имеют предел выдержки около 30 секунд). Этот режим также хорошо справляется с большим диапазоном различных условий освещения, поскольку камера предлагает гораздо больше вариантов значений выдержки, чем диафрагмы. Однако вы можете обнаружить, что из-за того, что вы держите камеру в руках при длинной выдержке, изображение может оказаться нерезким.
Режим приоритета затвора (Tv) работает противоположным способом. Вы устанавливаете выдержку, а камера выбирает значение диафрагмы. (Как и в большинстве режимов, сигнал предупреждает, если выбранное вами значение не входит в диапазон возможностей камеры, и в этом случае вам нужно установить другую выдержку.) Режим приоритета затвора полезен при съемке спортивных событий или кадров, где вам нужно следить за тем, как будет выглядеть движение на фотографии- Или же вы просто предпочитаете делать ряд снимков длиннофокусным объективом с безопасной выдержкой 1/125 или 1/ 250 с и приемлете любую глубину резкости, которой можно достичь в данных условиях освещения.
Программируемые режимы позволяют сделать установки выдержки и диафрагмы с помощью программы, от соотношения короткая выдержка/закрытая диафрагма до соотношения длительная выдержка/открытая диафрагма, в соответствии с данными об освещении и чувствительности пленки. Таблица иллюстрирует типичную программу для стандартного объектива, в которой заложены различные сочетания выдержки и диафрагмы. Изменения происходят, пока, по мере уменьшения света, не достигается максимальное значение диафрагмы (в данном примере f/1,4). С этого момента увеличивается только время экспозиции, а при выдержках больше 1/30 появляется предупреждение о возможности сдвига камеры.
Подобные программы часто используются в компактных камерах, а пользователь не получает никакой информации, кроме предупреждений «возможная нерезкость» и «недоступно». Эти программы эффективны в большинстве случаев любительской съемки. Однако на зеркальной камере одной программы может быть недостаточно, если вы используете теле- или широкоугольный объектив. Поэтому некоторые фотоаппараты предлагают дополнительные программы - «теле» и «широкий угол». В режиме «теле» камера реагирует на уменьшение света, поддерживая короткие значения выдержки столько, чтобы препятствовать возникновению нерезкости, которое всегда можно ожидать при работе с длиннофокусными объективами.
На практике, если у вас есть AF-камера с множеством режимов, вы пользуетесь не более чем двумя-тремя вариантами. Самые популярные режимы, это, как правило, ручной и режим приоритета диафрагмы. Полный автомат удобен, когда нужно очень быстро сделать снимок, а режим приоритета затвора предпочтительно использовать, если вы фиксируете какие-либо действия, движения или снимаете телеобъективом с рук. В любом случае очень хорошо, если на экране камеры отображается информация об ycтaновкax диафрагмы и затвора, чтобы вы смогли представить, каким получится кадр, и откорректировать изображение.
TTL-экспонометры, встроенные в камеры для роликовой пленки или прилагаемые в качестве аксессуаров к павильонным фотоаппаратам, менее «сообразительны», чем экспонометры в камерах для формата 35 мм. Например, большинство зеркальных камер для роликовой пленки имеют систему центрально-взвешенного замера, а также ручной режим или режим приоритета диафрагмы. TTL-экспонометры для студийных фотоаппаратов для точечного замера используют датчик, который вы передвигаете по полю кадра. Однако до сих пор с большинством средне- и широкоформатных камер фотографы применяют отдельный ручной экспонометр.