Измерение экспозиции. Свет вспышки
Измерение экспозиции при освещении объекта электронной вспышкой отличается от замера при непрерывном источнике света. Как правило, когда вспышка подключается, электрический ток поступает в электронные «резервуары», которые, полностью зарядившись, подают соответствующий сигнал. При срабатывании вспышки эта энергия разряжается в виде импульса через газ в колбе вспышки, и таким образом генерируется свет. Затем устройство самостоятельно перезаряжается, готовясь к следующему кадру.
Безопасная, низковольтная схема используется для подключения вспышки или а) непосредственно, синхрокабелем, который подсоединяется к затвору камеры или тестовой спусковой кнопке на вспышки, или б) посредством специального устройства-пускателя, которое немедленно реагирует на импульс другой вспышки, на звук или другие сигналы. Электронная вспышка генерирует свет сразу после включения, длительность импульса варьируется от 1/500 до 1/30 000 секунды в зависимости от типа устройства и условий использования. Поэтому при условии, что вы используете синхронизацию затвора, чтобы он полностью был открыт в нужный момент, именно длительность вспышки определяет время экспозиции, а не выдержка затвора.
Вы можете применять вспышку с любой выдержкой при наличии центрального затвора; что же касается шторного затвора, он должен быть полностью открыт в момент самой вспышки. Большинство устройств дают мгновенную вспышку, и когда она используется с фокальным затвором на коротких выдержках, шторки или лезвия могут блокировать часть изображения. Поэтому безопасные выдержки часто имеют другой цвет на шкале или помечены знаком (7) или X. На камерах с автоэкспозицией это значение выдержки (или более длительное) программируется, когда вы используете присоединяемую вспышку.
Некоторые старые виды центральных затворов имеют возле регулятора синхронизации вспышки переключатель «Х/М». Нужно выбрать X. На любой камере можно применить способ «открытой вспышки», при условии что объект и камера неподвижны, а окружающее освещение достаточно слабо. Открытая вспышка подразумевает, что затвор установлен на «В» (от руки), а вспышка включается в нужный момент тестовой кнопкой. В этом случае, если ваша вспышка недостаточно мощна для используемой вами диафрагмы, можно применить серию вспышек при съемке на один негатив.
Ведущее число
Основной способ оценить экспозицию при использовании вспышки - вычисления с использованием ее ведущего числа. Ведущее число - это расстояние между вспышкой и объектом, умноженное на необходимое значение диафрагмы при данном значении чувствительности пленки. Если не обозначено иначе, значения ведущего числа всегда даются для пленки ISO 100/21, расстояние - в метрах. Поэтому, используя вспышку с ведущим числом 36, вы устанавливаете для пленки ISO 100/21 значение диафрагмы f/8 для объекта, отдаленного от вспышки на 4,5 м, или f/11 для расстояния 3,3 м. Проще всего использовать для этого калькулятор, на котором есть и другие значения чувствительности, а также значения неполной мощности вспышки, если она это позволяет. Автоматические вспышки в «ручном» режиме (М) имеют подобный калькулятор. Ведущее число также используется для сравнения мощности разных вспышек.
Мощность студийных вспышек гораздо больше, и ее часто измеряют в единицах «ватт/секунда» (джоуль). Ведущее число обычного генератора в 1500 Вт/с - 160 при использовании головки (моноблока) с зеркальной насадкой и рефлектора. Это число меняется в зависимости от оснащения головки, при этом ведущее число уменьшается на одну пятую, если на ту же головку установлен софтбокс со светорассеивающим материалом. Студийные вспышки часто работают от генератора (модуля электропитания), который может питать несколько головок, в этом случае мощность делится на число головок одинаковой мощности.
Недостатки, На практике само по себе ведущее число не учитывает отражательные способности вашего предмета и фона, не принимает во внимание, направлена ли вспышка прямо, отраженный ли это свет, или рассеянный софтбоксом ил светофильтром. Числа, которые дает производитель, относятся скорее к идеальным условиям, например прямое освещение бледнокожего человека в маленькой комнате с бледными стелами.