Характеристики света. Часть 3
Цвет
Большинство источников света, применяемых в фотографии, излучают так называемый белый цвет, представляющий собой смешение всех цветов. Про такие источники говорят, что они имеют непрерывный спектр, хотя конкретная комбинация цветов может быть самой разной - начиная от света, испускаемого банальной бытовой лампочкой накаливания, в котором много красного и желтого цвета и мало синего. и заканчивая электронной вспышкой, в спектре которой синий цвет заметно преобладает над красным. Для большинства источников можно вычислить «цветовую температуру»: чем она выше (в Кельвинах), тем больше доля синего цвета.
При съемке в цвете, особенно на цветные слайды, вы должны следить за тем, чтобы использовать освещение с правильной цветовой температурой, соответствующей вашей пленке. Обычно пленка рассчитана на 3200 К («для искусственного света») либо на 5500 К («дневная» пленка). Помимо этого, можно воспользоваться окрашенным корректирующим фильтром, чтобы привести источник света в соответствие с пленкой - например, фильтром 85В или 80А. Если все источники освещения имеют одну и ту же цветовую температуру, то корректирующий фильтр может быть насажен на объектив камеры. Если источники освещения разные - например, дневной свет и студийные лампы, - следует надеть фильтр на один из этих источников, чтобы привести его в соответствие с другой, а также с пленкой. Некоторые источники света - такие, как уличные фонари или лазеры - не создают всего диапазона длин волн, и поэтому никакой фильтр не поможет превратить их свет в белый.
Цветовое содержание вашего источника света намного менее важно при съемке на черно-белую пленку, хотя сильно окрашенный свет приведет к тому, что цвета вашего объекта отобразятся с искаженными значениями тональности (например, в красном свете синие цвета будут выглядеть и зафиксируются как черные, а красные выйдут очень светлыми). Большинство матриц ПЗС в цифровых камерах имеют переменную цветовую чувствительность. Перед каждым светочувствительным пикселем располагается мозаика из красных, зеленых и синих фильтров. Специальная программа вычисляет цвет изображения, полученный пикселем, с учетом этих кластерных фильтров. В цифровых камерах обычно предусмотрен «автобаланс белого» - эта функция работает наподобие видеокамеры, определяя цветовое содержание окружающего света и соответственно настраивая цветовую чувствительность матрицы, благодаря чему, допустим, лист белой бумаги на снимке всегда выйдет белым, вне зависимости от цветовой температуры освещения. Впоследствии с помощью программ по цифровой обработке изображений в цвет снимка можно внести коррективы.
Интенсивность света
Влияние интенсивности света на вид вашего объекта в основном можно скорректировать путем изменения экспозиции, применения пленки иной чувствительности или коррекции чувствительности матрицы ПЗС. При съемке камерой с автоэкспозицией уровень освещенности косвенно влияет на глубину резкости и размытие движущихся объектов - например, чем ярче освещение и чувствительнее пленка, тем сильнее закрыта диафрагма и тем короче выдержка. А при съемке в очень слабом свете с большим временем выдержки на цветной пленке нередко получаются искаженные цвета.
Интенсивность света, излучаемого студийными лампами накаливания, можно оценить в ваттах, а электронных вспышек - в ватт-секундах. Очень мощные лампы - начиная с 1 киловатта и выше - дают столь интенсивный свет, что обычно создают проблемы при использовании в студии. Однако порой очень интенсивное освещение необходимо. Допустим, вы снимаете крупно- или среднеформатной камерой на низкочувствительную пленку и ради глубины резкости должны сильно закрывать диафрагму. В данном случае более удачным решением будет использование мощной студийной вспышки.
Интенсивность вспышки можно снизить, установив ее на половину или на четверть мощности, причем цвет освещения при этом не изменится. Большинство ручных вспышек измеряют свет, отраженный от объекта, и автоматически контролируют продолжительность вспышки; фактическую световую отдачу вспышки можно увеличить еще больше, включив ее несколько раз во время одной экспозиции на длительной выдержке. Наилучший способ ослабить свет от лампы накаливания - воспользоваться тонкой металлической сеткой или просто отодвинуть лампу подальше. Яркость лампы можно также уменьшить, снизив напряжение с помощью трансформатора, но этот вариант не годится для цветной съемки, поскольку при пониженном напряжении цветовая температура лампы ниже, и полученные снимки будут иметь красноватый оттенок.