Характеристики света. Часть 1
Основными свойствами освещения, о которых нельзя забывать, являются его характер, направление, контрастность, равномерность, цвет и интенсивность. Ознакомьтесь с ними по очереди, а затем разберитесь, как они взаимосвязаны с различными типами оборудования и приемами съемки.
Характер
Термин «характер» используется в связи с тем типом теней, которые отбрасывает объект, освещенный данным источником, - либо это резкие и четкие тени, либо нечеткие и размытые. Характер освещения зависит от размера источника по отношению к его расстоянию до объекта.
Самое жесткое освещение получается в случае использования наиболее компактных, точечных источников - таких, как направленный источник света или прожектор, небольшая лампа-вспьшка, бытовая лампа с прозрачной колбой, зажженная спичка или прямой свет солнца или луны. (Солнце и луна имеют огромные размеры, но вследствие колоссального расстояния до них они представляют собой относительно небольшие, компактные источники света на небе.) Все эти источники света, разумеется, сильно различаются другими параметрами, такими, как интенсивность и цвет, но при прямом освещении объекта все они создают жесткие тени с четкими краями.
С другой стороны, наиболее мягкий свет создают источники больших размеров - например, затянутое облаками небо или свет, отраженный от голубого неба. Это может быть лампа или вспышка с большим матово-белым рефлектором или группа флюоресцентных ламп. Любой источник жесткого света может создавать мягкое освещение, если поместить между ним и объектом большой лист светорассеивающего материала - например, кальки. Чем крупнее и ближе к объекту рассеиватель, тем мягче освещение. Аналогичным образом можно нацелить источник жесткого света на большую матовую отражающую поверхность, скажем, зонтик из белой ткани, лист картона, потолок или ближайшую стену, и пользоваться для освещения объекта только отраженным светом.
Возможно и обратное преобразование. Большой источник мягкого света может создавать жесткое освещение, если загородить его черным щитом, в котором проделано маленькое отверстие. Если при съемке в помещении почти полностью прикрыть непрозрачные оконные жалюзи, вы добьетесь достаточно жесткого освещения, даже если небо на улице затянуто тучами. Размер и расстояние до источника света изменяют характер освещения, но одновременно влияют и на характер отражения от блестящих поверхностей. Жесткий источник света создает небольшие, яркие света, примером чего служат блики в глазах на портрете. От мягкого освещения получаются более бледные, смягченные света, которые, однако, могут обесцветить окраску всей блестящей поверхности, снижая ее насыщенность.
Направление
Направление источника света определяет, в какую сторону ваш объект будет отражать свет и отбрасывать тени. Это, в свою очередь, влияет на внешний облик текстуры и объема (формы объекта). Число вариантов расположения источника по отношению к объекту бесконечно, особенно когда вы можете без всяких ограничений менять положение источника в студии. Если же вы вынуждены пользоваться естественным освещением, то можно передвигать или поворачивать сам объект или, скажем, выбирать для съемки соответствующее время дня, когда свет направлен так, как вам нужно.
Мы воспринимаем освещение как наиболее естественное, когда оно исходит сверху; в конце концов, именно так обычно обстоит дело днем. Подсветка объекта снизу часто создает жутковатый, драматичный и даже тревожный эффект. Фронтальный источник света рядом с камерой освещает детали, создает небольшие тени, минимизирует текстуру и уплощает форму объекта. Отражающие поверхности превращаются в источники плоского яркого света, направленные к объективу. Таков обычный эффект освещения прямой вспышкой от камеры.
Освещение сбоку или сверху подчеркивает текстуру поверхностей, обращенных к камере, и показывает форму трехмерных объектов. Задняя подсветка может создавать яркие края и четкий силуэт, но большинство деталей объекта теряется в тенях, которые также уплощают форму. Все эти различия сохраняют силу в условиях и жесткого, и мягкого освещения, но более заметны в жестком свете из-за создаваемых им резких теней.