Зачем изменять фокусное расстояние
Чем бы вы ни пользовались - зеркальным или дальномерным фотоаппаратом, - сама камера является лишь частью оборудования, необходимого для фотосъемки. Имея возможность менять объективы, вы вскоре проникнетесь желанием выяснить, на что способны объективы с различными фокусными расстояниями. Даже если вы применяете «мыльницу» со встроенным зумом, имеет смысл разобраться, каким образом изменение фокусного расстояния влияет на результат фотосъемки. Помните также, что существуют десятки принадлежностей -от штативов до ламп-вспышек и специальных кофров, - которые могут оказаться полезными в избранном вами увлечении фотографией.
Для пленочных камер, стандартными обычно считаются следующие объективы с фиксированным фокусным расстоянием (т.е. без возможности его изменения при съемке): фокусное расстояние в 100 мм для формата 6x7 см; 50 мм для 35 мм. Чтобы понять, почему угол в 45 считается нормальным, попытайтесь посмотреть в видоискатель 35-мм зеркальной камеры со стандартным объективом, держа камеру прямо перед собой и открыв оба глаза. Сравните изображение в видоискателе с тем, которое вы видите непосредственно. Разумеется, поле зрения у невооруженного глаза оказывается гораздо шире. Однако на изображении, созданном стандартным объективом и ограниченном рамками видоискателя, относительный размер предметов, расположенных на разных расстояниях, соответствует тому, что видит ваш глаз.
Поставив на камеру того же формата объектив с иным фокусным расстоянием или изменив фокусное расстояние объектива путем зуммирования, вы можете:
1. Изменить угловое поле изображения (уменьшить или укрупнить детали изображения и таким образом взять в кадр больше или меньше объектов).
2. Скрыть реальное расстояние от вас до снимаемого объекта, исказив перспективу на вашем снимке.
Каждый из этих вариантов имеет большое значение для структуры вашего снимка.
Больше или меньше деталей
Применение в вашей камере более длиннофокусного объектива (или зуммирование в режиме «телевика») позволяет увеличить размер деталей на снимке - при этом количество предметов, попадающих в кадр, и угловое поле уменьшаются. С первого взгляда кажется, что вы приблизились к объекту съемки, но это лишь иллюзия вследствие увеличения изображения. Укрупнение деталей при этом оказывается полезным, если вы не можете подойти к объекту достаточно близко - например, при съемке спортивных событий, природных явлений и архитектурных деталей, а также при съемке скрытой камерой.
Любые самые маленькие смещения камеры особенно критичны при использовании телевика, поэтому при съемке с рук лучше установить короткую выдержку, чтобы изображение не вышло смазанным. Отметим также уменьшение глубины резко изображаемого пространства, которую обеспечивает этот объектив при той же диафрагме. 100-мм объектив дает для отдаленных объектов двойное уменьшение углового поля и двойное увеличение масштаба изображенных объектов по сравнению с 50-мм объективом.
Напротив, переход к более короткофокусному объективу (или зуммирование в режиме «широкоугольника») приводит к противоположным результатам. В кадр попадает больше объектов, особенно из тех, что находятся на переднем плане или на периферии, все они выглядят более мелкими, глубина резко изображаемого пространства увеличивается. Широкоугольный объектив чрезвычайно полезен при съемках в ограниченном пространстве, особенно в интерьерах зданий, где стандартный объектив никогда не дает достаточного углового поля. Кроме того, вы получаете возможность снимать панорамы, группы людей и большие объекты в тех случаях, когда невозможно отойти назад, так. чтобы все попало в кадр. Но объектив должен быть широкоугольным для своего формата. Не пытайтесь использовать 50-мм объектив от камеры 35-мм формата как широкоугольный объектив в камере более крупного формата - изображение скорее всего выйдет нерезким и темным в углах.
Изменение перспективы
От изменения фокусного расстояния одновременно с удалением или приближением к объекту ( то есть при съемке с разных точек) чрезвычайно сильно зависит перспектива на вашем снимке. Сама по себе перспектива связана с относительными видимыми размерами предметов, находящихся на разном расстоянии, и схождением параллельных линий в некоей отдаленной точке - то и другое придает заметную глубину и объемность двухмерным изображениям трехмерных объектов.
Следовательно, перспектива изменяется с удалением от объекта. Однако, изменив фокусное расстояние объектива, можно скрыть смену точки съемки. При этом в кадр попадет то же количество объектов. Допустим, вы снимаете ограду под углом 50-мм объективом, стоя в 3 метрах от ее начала. Если отступить назад на б метров и сделать новый снимок 100-мм объективом, начало стены на снимке будет иметь тот же размер, а дальний конец ее, естественно, уменьшится, но разница между ними будет не такой значительной, как для объектива 50 мм. В результате перспектива окажется уплощенной и кажущаяся глубина изображения станет меньше.
Использование преувеличенной перспективы (близкая точка съемки в сочетании с широкоугольным объективом или уменьшением фокусного расстояния зума) превращает лицо в карикатуру с огромным носом и крохотными ушами или экспрессивно подчеркивает находящийся на переднем плане предмет. Аналогичным образом съемка здания с низкой точки позволяет значительно увеличить его высоту. При использовании уплощенной перспективы (удаленная точка зрения в сочетании с телеобъективом (или установкой объектива с зумом на максимальное фокусное расстояние) с целью сжатия пространства предметы, находящиеся на разном расстоянии, кажутся «громоздящимися» друг на друга, что создает клаустрофобический эффект при съемке дорожной пробки или толпы. Такая перспектива на пейзажных снимках дает возможность добиться доминирования заднего плана над средним или слияния их обоих в плоский рисунок. Портреты, сделанные телевиком. также приобретают более плоский вид, пропорции носа и ушей оказываются близки к реальным.
Ознакомьтесь с теми возможностями, которые дает управление перспективой, и их влиянием на выразительность вашего снимка. Но при злоупотреблении ими (использование крайне больших или крайне малых фокусных расстояний, создающих эффект телескопа или «рыбьего глаза») они превратятся в навязчивые приемы, заслонив собой изображаемый предмет. Кроме того, перспектива на фотографии в конечном счете зависит от окончательного размера снимка и расстояния, на котором его рассматривают. Строго говоря, масштаб и перспектива на снимке выглядят естественными, если отношение ширины снимка к расстоянию до наблюдателя равно отношению ширины сюжета к расстоянию до камеры в момент съемки. Это означает, что если предмет шириной в 4 метра снимать с расстояния в 8 метров (отношение 1:2), то отпечаток будет иметь естественный вид с расстояния, вдвое превышающего его ширину, - скажем, с 25 см при ширине отпечатка в 12,5 см или со 100 см для 50-сантиметрового отпечатка.
На практике все отпечатки альбомного размера, как правило, рассматривают с удобного для чтения расстояния в 25-30 см, что вполне уместно для снимков с естественной перспективой, снятых нормальным объективом. Однако при рассмотрении с той же самой точки зрения крупных планов, сделанных широкоугольником, или общих, снятых телевиком, их чрезмерно сильная или уплощенная перспектива становится особенно заметной. Если вы хотите подчеркнуть иллюзию сжатого пространства и уплощенной перспективы, сделайте большой отпечаток, снятый длиннофокусным (узкоугольным) объективом, и повесьте его в тесном помещении, где зрителю придется стоять рядом со снимком.