Пейзажная съемка. В лесу

Звенящая резкость - настоящий Грааль пейзажного фотографа. Достичь ее на снимках стремится любой, и потому мы предлагаем вам попробовать зайти с другой стороны: увести все в нерезкость. Размытие помогает сместить акцент с нюансов сцены на формы объектов, их цвет и игру света на пейзаже, его общее настроение. Перейти из «реалистов» в «импрессионисты» можно одним из двух способов -используя технику смещения камеры в процессе экспонировання снимка или при помощи специальных софт-фильтров. В первом случае необходимо учитывать, что большинство объектов в кадре расположены вертикально, а значит, и перемещать камеру нужно не горизонтально, как мы делали на открытой местности, прослеживая горизонт, а снизу вверх. Так мы сохраним почти нетронутой основную сюжетообразующую форму на лесном пейзаже - стволы деревьев. Достаточной по продолжительности выдержкой будет 1/2 с, и для более аккуратного результата мы рекомендуем снимать со штатива, освободив поворот его головки по вертикали. Удобнее всего будет работать с 3D-головкой с тремя степенями свободы, поскольку они позволяют по отдельности фиксировать движение в каждом направлении.
Найти в продаже фильтры с эффектом софт-фокуса не составит труда, но можно сэкономить и сделать свой собственный фильтр, эффект которого будет уникален и неповторим. Для этого нужно взять старый, поцарапанный или некачественный защитный фильтр, который вы уже заменили на что-нибудь более достойное, или приобрести самое дешевое UV-стекло. Заодно по дороге заверните в аптеку и купите вазелиновую мазь. В небольшом количестве нанесите ее на внешнюю сторону фильтра и аккуратно размажьте тонким слоем. Хранить и транспортировать такой самодельный фильтр стоит подальше от остальной вашей техники. При использовании описанных выше приемов кроме размытого снимка стоит продублировать такой же кадр и в резкости. Впоследствии эту пару можно будет совместить в графическом редакторе. Для этого откройте в Photoshop резкий снимок и поместите поверх него в отдельном слое размытый. Уменьшите непрозрачность верхнего слоя до 50 %, чтобы четкие контуры предметов чуть обозначились на изображении.
При съемке идеального пейзажа мы, прибегая к различным ухищрениям, стараемся хорошо проэкспонировать все области кадра вне зависимости от их освещенности. Вместе с тем техника съемки силуэтов будет вполне применима, если вы захотите запечатлеть живописное отдельно стоящее дерево. В самой технике нет ничего сложного, но если вы привыкли полагаться на помощь автоматики при съемке, то можете столкнуться с непредвиденными сложностями. Современные экспонометрические системы в камерах используют сложные алгоритмы определения освещенности, анализируя разные области кадра. Они запрограммированы на то, чтобы максимально эффективно проработать тени, света и полутона, сохранив в них детализацию по максимуму. Для силуэта, где основной объект должен оставаться темным, такой вариант не подходит. Поэтому вам придется воспользоваться экспо коррекцией, установив отрицательную поправку в одну-две ступени EV, или переключиться в ручной режим управления.
Сюжеты для пейзажа необязательно находятся на уровне нашего взгляда на земле. Достаточно встать посреди леса и запрокинуть голову, чтобы найти новые объекты для съемки. Играющий в кронах деревьев свет, орнамент ветвей, приятный глазу контраст листвы и голубого неба - все это можно передать на снимках, направив объектив камеры вверх. Выбирая точку съемки и компонуя кадр, вы можете включить в фотографию стволы деревьев так, чтобы они послужили направляющими линиями. К примеру, можно выбрать три стоящих рядом дерева и встать между ними, Выстройте композицию так, чтобы в кадре они тянулись к центру,
Как правило, мы стремимся вести пейзажную съемку на минимальных значениях светочувствительности, чтобы исключить появление шумов и сохранить максимальное оптическое разрешение, передав на фотографии как можно больше деталей. Но шум и зернистость могут придать ностальгическое настроение кадру, и этим тоже стоит воспользоваться. Значение ISO, при котором шум может стать заметен на снимке, варьируется в зависимости от камеры, но, как правило, он начинается при достижении отметки 1600 ISO. Это может составить проблему, если вы снимаете при хорошем освещении. Попробуйте отключить программное подавление шума в настройках камеры и воспользоваться более низкими значениями SO. Если же хроматический шум будет преобладать над яркостным, то можно включить режим съемки в ч/б. Намного проще сымитировать пленочное зерно в графическом редакторе, да и в монохром цветные снимки лyчшe переводить более гибкими программными средствами.