Построение изображения. Часть 1

Хаос, то есть полное отсутствие какой бы то ни было организации, ничего, кроме хаоса, выразить не может. Зато он способен вызывать неприятное, болезненное ощущение. Так что, если вы хотите, чтобы ваши снимки были неприятны глазу, чтобы глаз метался между случайно собранными и беспорядочно расположенными элементами, пытаясь понять, что между ними общего и почему они должны жить вместе в одной рамке, делать ничего не надо, снимайте все подряд. В противном случае придется всякий раздумать о порядке и организации, причем о такой организации, которая приятна глазу и вызывает положительные эмоции (не изображенные на снимке события, о именно организация должна вызывать такие эмоции). Тогда глаз, «прочитав» снимок до конца, обязательно вернется к началу, чтобы прочитать его еще раз.
Композиция, следовательно, это то, что объединяет фотографию с живописью, рисунком и изобразительными искусствами в целом. Главное отличие - в том, что вы должны выстроить композицию за то время, пока объект находится перед вами, выбрав наилучшее из возможного в данный момент. Камера работает слишком быстро. Даже цифровые технологии не предоставляют столько же возможностей для постепенного выстраивания готового изображения, как карандаш или кисть. Это действительно верно, композиция необходима как живописи, так и фотографии. И но то есть свои причины. Во-первых, фотография - такое же плоское и неподвижное изображение. кок и любое произведение графики или живописи. Поэтому восприятие этого изображения в том и другом случае имеет много общего. В некотором смысле нам вообще безразлично, что перед нами - картина или фотография, если речь идет о восприятии согласованности и цельности изображения или красоте отношений, то есть о композиции. Это случай обобщенного восприятия, когда мы полностью забываем о названиях изображенных предметов и видим в них только геометрические фигуры, линии и тональные массы.
Живописное или фотографическое изображение, полностью лишенное какой-либо организации. можно сравнить с произвольным набором слов без пунктуации и грамматики. Если даже отдельные слова в нем случайно связаны, в целом никакого определенного содержания такой набор не имеет.
Вторая причина - ограниченность картины рамой, в фотографии роль рамы играют прямоугольные границы кадра. Любое изображение в раме имеет совершенно другой статус, оно выделено для длительного рассматривания, для понимания. Глаз (сознание) стремится отыскать какой-то закон, порядок в таком изображении, понять причину, по которой все эти предметы и фигуры собраны вместе и живут в одной рамке. Рама - это знак картины или фотографии как цельного, обоснованного и непротиворечивого объединения. Опять же - все необходимое и ничего лишнего.
«Правила» композиции вышли из моды, на то были достаточные основания. Они порождают результаты, которые рабски следуют правилам, но ничего нового предложить не могут. Как написал однажды Эдвард Вестон. «Вспоминать правила композиции перед съемкой все равно, что думать о законе гравитации, выходя на прогулку». Конечно, так легко говорить, уже обладая умением видеть, но учебники все же полезны для начинающих. Практикуйтесь, критически сравнивая те фотографии, в которых композиция «работает», с теми, в которых этого не происходит. Обсудите эти проблемы с другими людьми, как фотографами, так и не фотографами.
В живописи веками создавались определенные правило, схемы построения композиции, прежде всего, это композиция в треугольнике, круге, овале и ток долее. И фотография сначала копировала эти правило, но затем стало нарушать их в поисках новых построений. Более того, оно повлияла и на саму живопись. Дего, например, благодаря фотографии открыл необычайно острые, динамичные построения своих картин, просто невозможные в дофотографическую эпоху. В самом деле, кок можно отрезать половину фигуры человека но переднем плане рамой или вообще лишить несчастного головы? Раньше такого себе не позволяли. Кстати. Дега сам был фотолюбителем, снимал и некоторые из своих картин писал по фотографиям.
Кроме того, фотография изменила во многом представления об отношениях искусства и реальности. Всегда считалось: все. что мы видим вокруг себя, никак не может сравниться с произведениями изобразительного искусства. Искусство - это всегда плод фантазии художника, это синтез его впечатлений от действительности, а не какая-либо реально существующая картина природы. Только человек, художник может создавать подобные произведения.
Именно фотография доказало, что это не так. После долгого периода подражания изобразительному искусству (рецидивы этого подражания существуют и сегодня) фотография отказалось от буквального копирования. С течением времени оно выработало свой язык и свои композиционные ценности. Оказалось, что действительность, будучи изображенной на фотографии, несмотря на всю ее непредсказуемость и случайность, в отдельные моменты может быть подлинным произведением искусства. И это касается доже репортажной фотографии. документальных сцен реальной жизни людей.
Основная цель, главный пафос такой «художественной» фотографии - нахождение нестандартных оригинальных композиций в реальности. И в этом она часто оказывается впереди живописи. Существует множество картин, которые по стилю, по видению больше походят на фотографии. Не говоря уже о некоторых направлениях в современной живописи, просто имитирующих фотографическое изображение (гиперреализм). Когда художник в своей картине использует чисто фотографическую композицию, она действительно больше напоминает фотографию Такие картины можно обнаружить но любой выставке живописи.