Пейзажная съемка. У моря
Переменчивая непостоянная природа моря всегда привлекала художников. Не стоит и нам ограничивать свои творческие поиски открыточными видами побережья. Оказавшись у моря, настоящий фотограф не должен ждать погоды. Осмысленно подходя к процессу, практически в любых условиях можно получить интересные кадры, благо морской пейзаж представляет собой изумительный объект для съемки вне зависимости от погоды, времени года и дня.
Морской пейзаж хорош простором. Поэтому, придя на берег и обнаружив вместо бескрайних далей густую пелену тумана, ограничивающую видимость до нескольких жалких сотен метров, многие готовы сдаться, собрать весь свой фотографический скарб и отправиться домой греться чаем. И тем самым упускают возможность пополнить свое портфолио эффектными атмосферными кадрами. Как и при съемке зимних пейзажей, работа с камерой в условиях тумана требует от фотографа вмешательства в работу экспонометрической системы. Доверившись программному режиму или режимам приоритета, можно получить недоэкспонированные кадры - тусклые и неприглядные. На туманной сцене преобладают светло-серые и светлые тона, а это обманывает камеру, привыкшую к доминированию нейтральных тонов, Для правильной проработки изображения необходимо ввести поправку примерно в +1 ступень экспозиции. Поскольку туман лишает сцену красок, снимать можно в ч/б-режиме, если ваша камера поддерживает преобразование в монохром с имитацией цветных фильтров. Если нет, то нужного результата лучше добиваться в графическом редакторе с помощью инструмента смешивания каналов.
Соблюдать на всех своих снимках правило третей или "золотого сечения" совсем не обязательно. Правильная композиционная однородность, повторяющаяся из кадра в кадр, может и наскучить. Если небо радует глаз волшебными световыми сочетаниями и фактурными облаками, дайте ему больше пространства на снимке, а горизонт опустите в самый низ кадра. Или наоборот, бурное море с интересным передним планом может играть доминирующую роль, тогда как пустому, лишенному деталей небу можно отвести небольшую полоску вверху снимка. Последний вариант особенно актуален в пасмурную погоду, когда равномерная облачность лишает небосклон какой бы то ни было выразительности.
Техника комбинирования импульса вспышки и длинной выдержки может освежить ставшие привычными пейзажи с "Дымчатой" водой, получающейся на снимках в результате размытия движения волн в процессе продолжительного экспонирования кадра. Разбивающиеся о берег волны можно «заморозить» двумя способами: с помощью выдержки или вспышки. В первом случае вам понадобится установить значение выдержки меньше 1/1000 секунды. Но для достижения такого значения освещенность сцены должна быть довольно высокой. Недостаток света можно компенсировать увеличением чувствительности, но куда интереснее попытаться совместить пластичную фактуру размытых на длинной выдержке волн со скульптурными композициями из брызг, выхваченных из мгновения вспышкой.
Навык эффективного управления внешней вспышкой приходит к фотографу с опытом.
Установить короткую выдержку для фиксации движения в кадре не всегда возможно, особенно если речь идет о пейзаже. Чтобы воспользоваться максимально эффектным освещением, съемки приходится вести на закате или на рассвете, и для достижения желаемых значений экспопары можно только увеличивать чувствительность. Это в свою очередь приводит к потере в качестве. И здесь можно помочь себе вспышкой. Вам понадобится установить камеру на штатив (мы воспользуемся длинной выдержкой) и подключить к ней пульт дистанционного управления, чтобы исключить вибрации при спуске затвора. Вароенная вспышка нам недаа достаточного по мощности импульса, и для хорошей проработки переднего плана, где мы собираемся поймать движение, лучше воспользоваться внешним блицем с большим ведущим числом. Синхронизировать спуск затвора и вспышку можно с помощью беспроводного триггера или вручную, если выдержка превышает 1 с.