
Для основных направлений фотографии фундаментальную значимость имеет процесс нахождения ситуаций, при съемках которых могут получаться эффектные изображения. Некоторые изображения в контролируемых ситуациях можно, конечно, конструировать - вначале мысленно, а затем компонуя, переставляя элементы и внося другие изменения. Но когда ситуация неподвластна фотографу, например сцены на улицах города, изображение является потенциальным. Для понимания процесса нахождения ситуаций важно анализировать психологию восприятия, и хотя даже сегодня ее теории разнятся, самые главные из них в основном проистекают из исследований Германа Гельмгольца (1821-1894). Как пояснил Р.Л. Грегори, согласно этим теориям мозг интерпретирует сенсорные сигналы, получаемые глазами, и быстро создает гипотезы того, что ему представлено. Фотографу не только нужно четко воспринимать происходящее, но еще и делать так, чтобы образы «подходили» для слаженного изображения, которое, как он знает (или полагает), подействует на зрителя.